Аспекты понимания культуры в античный период

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Голотин Александр Валерьевич

Организация: Средняя школа №82

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Проблема понимания основы культуры волновало еще философов античного мира. Протагор и его ученики рассматривали её через деятельность богов, которые создали мир для жизнедеятельности человека. Однако с этой точкой зрения не все соглашались. Демокрит указывал, что человек создает культуру через подчинение её к своим потребностям, то есть индивид – творец всего. По мнению Сенеки, восприятие природы людьми зависит от формы их эмпирической деятельности. Так человек, создавая предмет, вкладывает в него свою индивидуальность, что делает его неповторимым. При исследовании материального продукта, он может вступить с окружающим миром в диалог, передать ценность той эпохи нам. Здесь уместно говорить об одушевлении объекта культуры, который может также выступать в роли и субъекта при условии, что деятельность мастера основа на единстве вещи с ним.

Аристотель свою очередь выводит развитие культуры через моральный выбор человека. На создание его концепции повлияло сложившаяся кризисная ситуация в греческих городах. Решение сложившейся проблемы философ видел через реализацию в жизни человека элементов высокой нравственности, которые позволяют ему сделать основополагающий выбор в сложной ситуации. Тем самым возможен выход Древней Греции из культурно-нравственного кризиса.

Платон же рассматривал развитие культуры через поиск истинных знаний. Он считал, что этот процесс труднодостижим, так как от индивида требуется множество усилий для достижения поставленной цели. Однако достигнув ее, человек познает себя, и ему открываются сокрытые тайны мироздания. Это откровение индивид может реализовать на практике в культурно-нравственной своей деятельности.

В дальнейшем в процессе создание культуры в деятельности человека все отчетливее стало проявляться элементы противоречия между природным и нравственным его началом. Через борьбу этих противоположностей устанавливаются в обществе идеалы разума и свободы, демократии и гуманизма, которым противостоят элементы рабства, распространенных среди варваров. Данное противоборство римский философ Цицерон предлагает решить через самоограничение. В таком случаи устанавливается солидарность между социумом и личностью, интересы индивида и государства станут едины.

Процесс становление культуры продолжителен, может занять не одно столетие, но результат его – будущее человечества на основе демократии, то есть «только те семена, которые вызрев, приносят обильнейшей урожай».

Таким образом, можно считать, что уже в период античности мыслители выделили главные элементы культуры, которые используются современными учеными по сей день. А именно:

1. Предмет тленного и внутреннего мира

2. Система моральных норм и учреждений

3. Духовно-нравственные ценности

4. Взаимоотношения между людьми, которые состоят из отношений к природе, к самим себе.

 

Библиографический список:

1. Мочалова И. Н. Философия в пространстве культуры, или зачем сегодня читать Платона? // Царскосельские чтения – СПБ, 2014 – С. 23-26

2. Наталья В. П. Этика добродетели Аристотеля как основа социальной справедливости: в локусе встречи античной и ближневосточной культур // Verbum СПб, 2017 – С.89-101

Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Социальные типы риторической культуры в раннем творчестве Платона // Общество и право Краснодар , 2012 – С. 292-295

Опубликовано: 02.01.2020