Пока память жива

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Черданцева Татьяна Андреевна

Организация: КГБОУ АКПЛ-интернат

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

В предверии празднования 75летия Победы над фашизмом весь мир готовится к данному событию. В стенах лицея введется обширная работа по данному направлению. Действует исторический клуб «Я в большом мире», который способствует вовлечению детей и подростков в активную общественно-полезную работу на основе развития их инициативы и творчества.

Основные задачи, которые ставят перед собой члены клуба в предверии праздника:

-расширять знания о Великой Отечественной войне;

-развивать познавательные способности в процессе практической деятельности;

-способствовать развитию речи через изучение документов, чтение стихов и составление рассказов о войне;

-способствовать формированию интереса к истории своей Родины;

- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, любовь к родине, гордость за свою страну.

Великая Отечественная война унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи. Всё дальше и дальше в историю уходят от нас эти исторические и грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало на себе горячего дыхания великой битвы и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошёл эту войну. Но ветераны уходят от нас, время берёт своё. Сегодняшняя правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше. А значит, исчезает живая память. Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Поэтому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат-защитников Родины, тружеников тыла, детей военной поры для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу.
Воспитание памяти о своем роде, своей семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, края, с жизнью других людей. Понимание этого очень важно в юном возрасте, когда происходит формирование жизненной позиции, личностных качеств, мировоззрения. Ведь именно вам, сегодняшним детям, предстоит стать тем мостиком между поколениями, которые понесут славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Обращение к историческим корням создает почву для формирования гражданско-правовой компетентности, отвечает задачам персонификации образования. Память – наша история и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Поэтому бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются источником нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений, является актуальной задачей в настоящее время.

На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, является состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной войне. Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и представлениях, подчеркивает многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники, откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.

 

Великая Отечественная война - эпохальное событие XX столетия не только для народов нашей страны, но и всего мира. Это прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а сохранение его в памяти народной - важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.

В 2020 году Россия и весь мир будет праздновать 75-летие со дня Победы в борьбе с фашизмом - Победы в Великой Отечественной войне. А что общество XXI века знает о войне, что пытается сделать для того, чтобы сохранить память о войне для будущего поколения? К сожалению, сегодня над данным вопросом задумываются далеко немногие.

Важно не забывать, что память - это то, что человек может пронести через годы. Человек не может жить только сиюминутным, настоящим. Стремясь в будущее, он бережно хранит воспоминания о минувшем. Помнит родных, друзей, отчий дом, школу, в которой учился, светлые и горестные дни.

Но каждый человек - ещё и частица своего народа. Потому есть у нас и общая память. Это незабываемая память народная.

Память народная – это Куликово поле, Бородинское сражение и Сталинградская битва, где произошли сражения за Землю Русскую. А в нашем случае - это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии.

Чувство истинного патриотизма, искренняя любовь к Отчизне, убеждённость в правоте и справедливости нашей борьбы, вера в крепкую дружбу и взаимопомощь между народами – вот те источники, из которых черпал свою силу наш многонациональный народ в годы беспощадной схватки с врагом. Помогли выстоять в жестоких испытаниях невероятный духовно - нравственный подъём в массах, нерушимое единство фронта и тыла.

Победа не далась легко. Война унесла более 27 миллионов жизней наших соотечественников. Самоотверженно сражаясь против фашистов на фронтах Великой Отечественной войне, в партизанских отрядах, в тылу врага, на суше, на море, в воздухе многие ветераны заслужили вечную славу.

Беспримерная самоотверженность народов России в годы Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти людской. И не только нынешнее поколение, но и многие грядущие, будут склонять голову перед бессмертием подвигов Героев.

Пока живы свидетели Великой Отечественной войны, довоенного периода необходимо сохранить их воспоминания, дневники, записи, письма для будущих поколений. Через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. Это позволит взглянуть на историю с другой стороны, как её видели простые люди, как она отражалась в их судьбе.

Написание сочинения об участниках войны — это возможность персонифицировать историю. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу. Воспитание памяти о своем роде, своей семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, края, с жизнью других людей. Бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются источником нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений, является актуальной задачей в настоящее время.

Мужество и героизм не подвластны времени и сегодня, как и много столетий назад, в народе рождаются новые герои. Подводя итоги всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого, тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа - суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.

 

В нашем лицее была запущена акция написание сочинений о Великой Отечественной войне, о памяти, которую мы храним, о Победе.

 

Отрывки из сочинений:

Я была очень маленькая, но запомнила как об одном из боёв рассказывал мне мой прадедушка: "Место было болотистое, под Ленинградом. Боицы в перерывах рыли ямы, выстилали их хвоей. Ночи были морозные, поэтому шинели к утру стояли «колом». А бойцы, несмотря ни на что, снова шли в бой. Враг в то время рвался в Ленинград "

 

Отрывок из фронтового письма

"Здравствуйте, уважаемая жена А.И. сыночки Ваня и Гена письмо от вашего папки Ф.И. Шлю я вам чистосердечный привет и сообщаю вам, что нахожусь в городе Москве , едем все далее на фронт. В Москве вымыли в бане , хорошо покушали. Из Бийска до Москвы ехали 11 суток. Сообщаю, что со мной вместе едет Медведев Фома Х. можешь сообщить его жене и можешь узнавать у нее, может она чаще получает письма. Затем, до свидания жена и деточки "

1942, 8 июня

 

«Георгий Андреев принял участие в боях Великой Отечественной войны с апреля 1942, он отличился особым мужеством и отвагой в боях по прорыву вражеской обороны в районе города ***. 29 января 1945 года он в числе первых ворвался в расположение штаба и захватил его знамя и штабные документы»

 

«Отправлено с фронта за год до Великой Победы, в далёком 1944 году, 8 апреля. На нем несколько строк из стихотворения, которое написано на обратно стороне фотографии:

"Если встретиться нам не придется,

Если такая уж коварная судьба,

Пусть на память вам остаётся

Не подвижная личность моя"

Прадедушка Вася написал в 1946 году. Находился он в городе Косов на Украине. На небольшом снимке уместилось несколько строк:" Прошу помнить и не забывать, а особенно беречь и не рвать"

 

«Из воспоминаний однополчанина А.М. Грязнова Константина Николаевича Перепелкина: «Война на застала в летних лагерях под Кандалакшей. В районе Аллакурти по озеру Ана—Ярви 104-я стрелковая дивизия заняла боевой рубеж для встречи врага. Наш взвод получил приказ на боевую разведку в районе дороги от озера Ана— Ярви в направлении Вуориярви. Здесь был промежуток километров восемь, где наших войск не было и местность была пересечённая. Вот на рассвете 7 июля 1941 года, неожиданно враг вышел прямо на нас. А по дороге в это время двигалось новое пополнение. На выручку необстрелянным бойцам пришёл героический экипаж под командованием Грязнова. Танк был подбит, противник окружил танк и пытался взять экипаж в плен. Тут раздался оглушительный взрыв, танкисты взорвали себя вместе с врагами». 22 июля1941 года А. М. Грязнову было присвоено звание Героя Советского Союза»

 

Учащиеся лицея готовят различные мероприятия, посвященные страницам истории Великой отечественной войны. Например, «Особо хочется сказать о блокаде Ленинграда».

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Ленинград! Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война.

Учащимся было предложено творческое задание, написать сочинение «Что значит для меня блокада Ленинграда?», показать на конкретных фактах примеры жизнестойкости людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

 

Отрывки из сочинений:

«Есть множество примеров стойкости людей. Например: подвиг альпинистов- героев. Каждый день фашисты бомбили город. Ориентирами для вражеских орудий служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов. Их нужно было замаскировать . Для выполнения этого задания была отправлена группа альпинистов из 30 человек. В 40 градусный мороз они, ночью, закрашивали здания и обивали их досками. Хоть у альпинистов был шанс эвакуироваться из города, но они остались, чтобы помогать жителям. Благодаря им основная часть зданий была спасена.

Таким образом, хоть люди и попали в очень трудную ситуацию, они смогли остаться людьми, тем самым совершив подвиг, который мы должны помнить, а также помнить то, что Ленинград не умер он остался жить!»

«Что для меня значит блокада Ленинграда? Не было ни одной семьи, ни одного дома, который бы не затронула война, начавшаяся в 1941 году. Нам, как поколению, живущему в мирное время, с нашим небольшим жизненным опытом, трудно представить, сколько ужаса и горя принесла Великая Отечественная война. То, что мы могли о ней узнать из разных источников, не может передать, ни в какой мере, всю боль, что испытал народ в то время. Особый отпечаток на восприятии войны оставила блокада Ленинграда. Эти сильные люди, несмотря на все невзгоды, смогли превознести моральные ценности и ценности своей страны выше своих физических и биологических потребностей. Исключительные трудности выпали на долю жителей Ленинграда. Сотни тысяч рабочих трудились, несмотря на практически невыносимые условия для существования».

«Для меня блокада Ленинграда значит не только скорбь по погибшим жителям и солдатам, но и огромную выдержку тех, кто подвергся этим, казалось бы, невыносимым мучениям.
Ленинградцы продолжали жить, несмотря на военное положение в городе, жители города-фронта не утратили интереса к культуре. Посещая театр, слушая веселую музыку и шутки, ленинградцы на какое-то время освобождались от бремени тяжелых дум. Огромную роль в жизни ленинградцев играло здание Музыкальной комедии, где проводились практически все представления. Местными художниками выпускалось огромное количество плакатов, картин, открыток, что поддерживало дух ленинградцев.
Каждую семью не обошла война, в том числе и мою. Мой дед – Александр Николаевич Алешкевич был призван на войну в 1942 году. Он делится своими воспоминаниями с корреспондентом газеты «Новая жизнь»: «Охраняли мы на Ладожском озере «Дорогу жизни». Насмотрелся, как ленинградцы голодали. Помнится, прибыли мы туда, получили доп. пайки, а у этой самой «дороги» дети и старики с протянутой рукой. Раздавали кому сухарик, кому два. Словом, отдали все, что было, а потом по трое суток голодали. Вот тут мы по-настоящему поняли, что такое блокада.
Смотришь, бывало, везет старичок умершего внука на санках, пока до кладбища добредет, сам замертво падает. Горя людского видано-перевидано… Самого трижды ранило. Солдаты голодали, вооружены были слабовато. Но сибиряки – народ стойкий, к трудностям привыкший, даже грибы-поганки, собранные на ленинградских болотах и сваренные в солдатском котелке, нас не брали. Бог миловал. Отстояли северную столицу во многом благодаря войскам, сформированным в Сибири».

Таким образом, хоть люди и попали в очень трудную ситуацию, они смогли остаться людьми, тем самым совершив подвиг, который мы должны помнить, а также помнить то что Ленинград не умер он остался жить!»

 

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

Наш долг – любить Родину так, как они, сделать для Родины всё, что они не успели.

Герои не умирают. Они и сегодня зовут вперёд.

Опубликовано: 16.12.2019