Воспитание в процессе обучения студентов СПО

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Мошечкова Елена Сергеевна

Организация: ГБПОУ МО «Авиационный техникум имени В.А. Казакова», филиал

Населенный пункт: Московская область, г. Раменское

Образовательное учреждение – это основной социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Здесь же происходит личностно- профессиональное становление обучающихся. Решающим фактором этого процесса является осмысление позиций педагога и студента в их межличностном общении. Под воспитанием студентов следует понимать целенаправленную деятельность преподавателей, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей: оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Главной целью для любого учебного заведения является подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными и моральными качествами, востребованными рынком и обществом, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны.

В основе воспитания лежит поведенческий подход, суть которого состоит в признании того, что актуальные потребности побуждают человека к определенным действиям. Главное оказать помощь студенту в осознании им своих возможностей в развитии творческих способностей, формировании добросовестного отношения к учебе, создании в группах атмосферы психологического комфорта, что способствует становлению морально- нравственной культуры.

Процесс воспитания во время аудиторных занятий должен ориентироваться на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника.

Неплохо переводить процесс воспитания в плоскость самовоспитания и способствовать личностному росту студента.

Главная цель – ориентация обучающегося на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию. Каждое учебное заведение хотело бы, чтобы среди поступающих было как можно больше абитуриентов, осознанно избравших профиль профессиональной подготовки.

Школьники девятых классов не всегда понимают специфику своей профессии и выбранной специальности. Я являюсь преподавателем спецдисциплин. Считаю обязательным постоянно объяснять студентам, что после студенческого коллектива они пойдут на производство и им придется вливаться в трудовой коллектив. И привыкать к элементарным нормам трудовой дисциплины не опаздывать, не пропускать, вовремя выполнять учебный план, быть внимательным к педагогу и своим однокурсникам. Эти элементарные навыки дисциплины помогут в дальнейшем безболезненно влиться в трудовой коллектив. Создание на лекциях комфортной среды, для получения профессиональных знаний задача не только преподавателя, но и студента.

В процессе изучения нового материала нужно привязывать его к производственным примерам, объяснять на каком рабочем месте эти знания особо будут нужны. При выполнении практических, лабораторных работ преподаватель должен научить студента работать в группе, добывать знания из метод литературы, справочников, Гостов. Особенно нужно уделять большое внимание слабым ребятам. В группе всегда есть студенты сильные, середнячки. Главная задача любого педагога построить работу так, чтобы любой ребенок мог выполнить учебный план вовремя.

Многие преподаватели практикуют решение задач у доски одним или несколькими студентами. Я стараюсь после объяснения нового материала вызвать к доске студента послабее, предлагаю решить задачу, где группа вся может принять в этом участие, проверяет правильность расчета, написание формул. В процессе решения слабый ребенок обращается за помощью к коллективу, а я вижу его пробелы и адресно поясняю упущенное.

Хорошо ребята работают в группах на лабораторных работах. Образую группы 3-4 человека, в которых есть студенты послабее и посильнее. Дается техническое задание, ставиться цель работы группе, которая после обсуждения, измерения, расчетов защищает выполненную работу. После защиты выделяются лучшие, соревновательный процесс отлично стимулирует. Но самое главное слабый ребенок будет тянуться за теми, кто сильнее, он не будет чувствовать себя один на один со своими проблемами.

Очень дисциплинирует и дает возможность не бояться аудитории, правильно выражать свои мысли, точно и лаконично отвечать на поставленные вопросы при открытой защите курсовых проектов или выступлении с научно исследовательской работой на конференциях. Важно, чтобы была дружеская, заинтересованная аудитория, тогда любой студент может при поддержке преподавателя выступить со своей работой. Такие мероприятия дают возможность почувствовать себя увереннее, знающим и технически грамотным человеком. От нас педагогов зависит многое. При выдаче нового материала, отработке практических навыков каждый из нас должен уметь создавать благоприятную рабочую обстановку.

Студент не должен стесняться задавать вопросы, он должен чувствовать и знать, что всегда найдет у нас понимание и отклик. Нельзя сбрасывать со счетов организацию самостоятельной работы студентов. Нужно правильно и грамотно поставить задачу, порекомендовать литературу, дать возможность представить добытые знания, поощрить хорошей оценкой, что очень стимулирует и организует. При отработке лабораторных работ в мастерских хорошо применять бригадный метод, где группа студентов под руководством мастера на оборудовании делает разметку, замеры, обработку, готовит лабораторный отчет. В дальнейшем полученные навыки закрепляются на практике на производстве.

В СПО учатся студенты юношеского возраста, а это время поиска самого себя. Задача учебных заведений, педагогов за время обучения воспитать личность, специалиста, знающего, воспитанного коммуникабельного, стремящегося не останавливаться на достигнутом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Самойлова, Н.Н. Новые формы и методы воспитательной работы в современных условиях/ Н.Н.Самойлова,- М. Среднее профессиональное образование.-2014-№8 с150.-с157.

2. Освальд, Г.В. Актуальность воспитательной работы в вузе/ Г.В.Освальд, С.А.Довбыш, - М.Студенчество. Диалоги о воспитании. -2013 - №5 с7 – с32.

Опубликовано: 30.11.2019