Применение информационно – коммуникационных технологий для формирования метапредметных результатов на уроках физики

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Маринцева Мария Николаевна

Организация: ГБПОУ Самарский техникум промышленных технологий

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Одним из методов формирования метапредметных результатов на уроках физики является использование возможностей ИКТ на уроках. Это приводит к повышению интереса обучающихся к восприятию новых знаний, созданию доброжелательной атмосферы на уроке, стимулированию познавательного мышления обучающихся. Метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Интерактивные приложения физического содержания на моих уроках стали уже привычными при изложении нового материала, эффективными на уроках обобщения и систематизации изученного. Они обеспечивают динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации. Работа с компьютером вызывает у обучающихся повышенный интерес и усиливает мотивацию учения. Использование компьютерных технологий создаёт возможность доступа к современной, свежей информации, осуществление «диалога» с источником знаний, к новой форме оценке знаний. Средства ИКТ дают обучающимся возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. Физика как учебный предмет располагает прекрасными возможностями для формирования ключевых метапредметных компетенций учащихся. Этому способствует разнообразие видов учебно - познавательной деятельности обучающихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики обучающийся вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей. Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации.

Демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

Лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;

Моделирующие средства ИКТ позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

Расчетные средства ИКТ автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;

Учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме. Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться на всех этапах процесса обучения, а также формирования метапредметных результатов: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для обучающегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы. На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания) можно использовать виртуальные лаборатории. При входе в лабораторию ученик получает возможность познакомиться с её инструментарием и изучить основные правила работы.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

В своей работе для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я применяю следующие формы работы:

    1. Подготовка и защита проектов. Примером может служить разработка проекта «Умный дом». При выполнении данного проекта обучающиеся разрабатывали схемы электроснабжения, установку энергосберегающих датчиков и контроллеров, системы охранно – пожарной сигнализации.
    2. Подготовка рефератов и докладов.
    3. Подготовка презентаций.

Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий).

Использование информационных технологий в рамках урока может быть описано двумя моделями: урок с компьютерным сопровождением; урок в компьютерном классе. Компьютерная поддержка урока физики может быть разнообразной:

комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов;

использование математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчёта погрешностей;

включение в ход урока исторического и справочного материала;

наборы нестандартных, творческих заданий, для которых студентам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

видео и анимационные фрагменты-демонстрации, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого.

Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность. Они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основой в создании общего информационного пространства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Асмолов,А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова.
  2. Бондарева, Н.А. Технологические карты конструирования уроков
  3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, актуальная лексика: Словарь
  4. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС.
  5. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - http://festival.1september.ru/articles/563542/
  6. Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования y школьников в процессе преобразования содержания учебного материала / С.П. Ожигина. [электронный ресурс]

Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.

Опубликовано: 23.11.2019