Подготовка школьников к участию во всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Минвалиев Рашид Фаридович

Организация: МБОУ Лицей-интернат №24

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 года №286 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников», и перечнем общеобразовательных предметов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 апреля 2008 года №134 «Об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада школьников», с 2009 года Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности ежегодно проводится по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации и является наиболее представительным и авторитетным форумом творческой и инициативной молодежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях России.

Основными целями олимпиады по ОБЖ являются:

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний по проблемам безопасности и защиты личности, общества, государства;

- пропаганда и популяризация среди молодежи здорового и безопасного образа жизни; ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; уважения к героическому наследию России, ее государственной символике; патриотизма и чувства долга по защите Отечества.

Основные задачи олимпиады по ОБЖ:

- определение уровня теоретической и практической подготовленности участников олимпиады, обеспечивающей успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умений оказания само- и взаимопомощи, систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей;

- совершенствование правового, нравственного, экологического и экономического понимания задач безопасности жизнедеятельности;

- формирование общественного мнения в поддержке всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и вовлечения в нее возможно большего числа обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.

Программа проведения олимпиады предусматривает проведение теоретического и практического тура. Теоретический тур – это выполнение теоретических и тестовых заданий по темам, касающихся области обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, обеспечения личной безопасности в чрезвычайных ситуациях, государственной системы обеспечения безопасности населения, основам обороны государства и воинской обязанности, оказания первой медицинской помощи, ликвидации последствий пожарной опасности и химического заражения местности. А задания практического тура позволяют ребятам продемонстрировать умения и навыки, определить уровень индивидуальной подготовленности в выполнении приемов первой медицинской помощи, по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы.

Характерная черта олимпиады по ОБЖ – это не только просветительский и воспитательный, но и обучающий характер. Школьники учатся собирать и анализировать информацию, самостоятельно исследовать проблемные ситуации, формулировать проблемы, закрепляют навыки самостоятельной познавательной деятельности.

Междисциплинарный, комплексный характер содержания образования по ОБЖ помогает учащимся на практике осуществлять межпредметные связи, формируя научное, системное мировоззрение. На олимпиаде школьники соревнуются в эрудированности, осведомленности в различных отраслях науки, связанных с вопросами личной, общественной и государственной безопасности.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Задача учителя вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их реализации. Главное при подготовке к олимпиаде заинтересовать ребят.

Задания олимпиад требуют углубленного знания предмета, зачастую и нетривиальных решений, особого творческого подхода, умения нестандартно мыслить. Когда у людей горит олимпиадный огонь в душе, вот тогда все получится. Надо быть увлеченным.

Критерии успешной подготовки учащихся к олимпиадам следующие:

- желание учителя этим заниматься;

- наличие мотивации ученика и учителя;

- выявление пытливых, ищущих, увлеченных школьников;

- высокая психологическая устойчивость учащихся;

- отличная физическая подготовка.

На школьном этапе олимпиады на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся 5-11 классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Участники школьного этапа олимпиады делятся на 4 возрастные группы:

а) первая возрастная группа – обучающиеся 5-6 классов общеобразовательных

организаций;

б) вторая возрастная группа – обучающиеся 7-8 классов общеобразовательных

организаций;

в) третья возрастная группа – обучающиеся 9 классов общеобразовательных

организаций;

г) четвёртая возрастная группа – обучающиеся 10-11 классов общеобразовательных организаций.

Участники школьного этапа олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов (возрастных групп) по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае их прохождения на последующие этапы олимпиады, данные участники выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса (возрастной группы), который они выбрали на школьном этапе олимпиады.

Для педагога подготовка к олимпиадам является благодатным полем экспериментальной деятельности. Все творческие находки, методические наработки могут быть внедрены в педагогическую практику и принести весомые результаты.

В основе любой педагогической технологии, применяемой педагогом для подготовки школьников к олимпиадам, следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

Обобщая опыт учителей, ученики которых участвуют и побеждают в олимпиадах высокого уровня, можно выделить следующие два подхода:

1.Поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;

2.Индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, найти ученого-консультанта и т.д., наставник не может и не должен знать все), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам? Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников.

Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно больше заниматься предметом и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели.

Только при наличии этих условий можно серьезно говорить о подготовке к олимпиадам.

Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Поэтому необходимо привлекать школьных психологов к работе с участниками олимпиады. Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах. Ведь на выполнение определенного числа задач отводится строго определенное время. Нельзя забывать о том, что надо тактично оказать помощь школьнику после окончания олимпиады, независимо от того, входит ли он в число победителей и призеров или так и не стал дипломантом.

Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах.

«Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах…» кого? К настоящему времени сложился стереотип, что в олимпиадах участвуют школьники. А как же педагоги? Неужели они не участвуют в олимпиадном движении? Почему разрывается логичный тандем «учитель–ученик»?

Хотя основной формой подготовки к олимпиадам является самостоятельная работа подростка, то же самое можно сказать и о наставнике: подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя. В чем она заключается? Для начала необходимо четко понять, что такое олимпиада: из каких этапов и туров (теоретический и практический) состоит, какие типы заданий бывают, какие мероприятия кроме непосредственно самих туров входят в программу проведения олимпиады, каково содержание олимпиадных заданий. Четкую систему олимпиадного движения необходимо довести до учеников, показав, к чему они могут стремиться, что их ожидает.

Согласно Закону об образовании победители и призеры заключительного (четвертого) этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют право быть зачисленными в профильные вузы без вступительных испытаний. Победители и призеры регионального (третьего) этапа при поступлении в вузы имеют право воспользоваться льготами, предусмотренными правилами приема в соответствующий вуз.

Необходимо разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Любой образовательный процесс обязательно включает в себя воспитательный аспект. Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением и низкой степенью социализации. Это надо помнить и стараться максимально корректировать негативные стороны характера своего ученика. Подростка, который хочет добиться положительных результатов, можно привлечь, например, к помощи отстающим в классе. Это только один из возможных путей помощи одаренному подростку – дать почувствовать, что его знания необходимы не только для того, чтобы получать дипломы олимпиад. Педагогический такт подскажет еще много путей. Главное – ни в коем случае нельзя давать одаренному школьнику замыкаться со своими проблемами (а их у него предостаточно).

Итак, стратегические цели понятны, необходимо разработать тактические шаги. Что делают на олимпиадах школьники? Решают теоретические задачи, выполняют практические задания. Вот от этого и надо отталкиваться. На начальной стадии работы необходимо способствовать развитию у школьников интереса к ОБЖ – предлагать для чтения интересную научно-популярную литературу, необходимо начинать с ними активную внеурочную работу. Планировать занятия стоит следующим образом: примерно 75% времени отводится на решение и разбор задач теоретических туров, 25% времени – на выполнение задач практического тура.

Планируя самостоятельную деятельность школьника, необходимо нацеливать его на работу со следующими материалами:

• материалы олимпиад различного уровня;

• вузовские учебники;

• специализированная литература.

Очень важно, чтобы у участника олимпиады по ОБЖ была отличная физическая подготовка. Как показывает практика, школьники, принимающие участие в олимпиаде по ОБЖ, сталкиваются с существенными физическими трудностями в полевом туре.

Подготовка одаренных детей на успешное участие в олимпиадах по ОБЖ на всех уровнях предусматривает решение следующих задач.

1.Выявить уровень индивидуальных, личностных качеств учащихся и желание участвовать в олимпиадах.

Формы работы:

- наблюдение за учениками в процессе учебы по основам безопасности жизнедеятельности;

- оценка способностей учащихся и анализ их успеваемости по другим предметам;

- индивидуальная работа с учениками, которые хотят участвовать в олимпиаде;

- выявление личностных качеств ученика у классного руководителя.

2. Провести отбор среди учащихся через конкурсные испытания.

Формы работы:

- собеседование по пройденным темам;

- тесты по предмету;

- проверка физической подготовки учащегося;

- медицинское состояние ученика.

3.Подготовить детей к олимпиаде по программе с учетом их способностей.

Формы работы:

- индивидуальный подход на уроках;

- дополнительные занятия по подготовке к олимпиаде;

- консультации по возникшим проблемам;

- работа по индивидуальным планам;

- использование современных средств информации.

За 8 лет участия моих воспитанников в олимпиаде по ОБЖ победителями и призерами на муниципальном уровне стали 26 учеников, на региональном уровне 8 призеров,

Эффективность подготовки достигается систематической подготовкой.

Реально ли подготовить призера Всероссийской олимпиады? Да реально. Главное – любовь к своей работе и ученикам, окружающим, самому себе, терпение, внимание, неустанный труд. И тогда ученики не только поверят в свои силы, но и будут понимать, что олимпийская высота – всего лишь ступень на их жизненном пути, и поднялись на эту ступень они вместе со своим Учителем

Список литературы:

  1. .Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009.
  2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном обществе: монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
  3. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.
  4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 508 с.
  5. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
Опубликовано: 02.10.2019