Интеграция физики с предметами школьного курса в рамках внедрения ФГОС

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Немова Яна Станиславовна

Организация: МБОУ СОШ № 1

Населенный пункт: Московская область, п. Фряново

Одной из фундаментальных задач школы является формирование в учащихся целостного взгляда на мир как единое, взаимосвязанное целое. В содержании образования центральной становится проблема человека и его отношение к миру: «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек».

Объектами интеграции могут быть виды знаний, системы научных понятий, законы, теории, ведущие идеи, системы действий (методы науки), модели объективных процессов и явлений жизни [8,с. 18].

В повышении результативности обучения, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей.

Понятие «межпредметные связи» в литературе характеризуется по-разному. В «Педагогической энциклопедии» оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам [9, с. 93]. Проблема интеграции по-прежнему остается актуальной в наше время в процессе обучения. Системный подход является основой интеграции знаний.

Интеграция необходима в современной системе образования. Дело в том, что в современной школе учебные дисциплины носят “конкурирующий” характер: каждая противостоит всем остальным, претендуя на большую значимость по сравнению с другими. Кроме того, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. В таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи.

Возникает ряд проблем:

* школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает представление о мире и его законах, в котором не все связано, существует само по себе;

* учащиеся не умеют использовать на уроках знания по другим предметам, связывать новый материал с пройденным;

* учителя затрудняются в применении знаний из других предметов: не всегда владение материалом находится на должном уровне, нет новой информации о достижениях в пограничных науках, нет методического опыта реализации связей между предметами.

Интеграция является источником поиска и обнаружения новых фактов, которые подтверждают, опровергают или углубляют наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Интеграция - средство углубления познания, высочайшая форма реализации межпредметных связей на качественно новом уровне, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира. Кроме того каждый новый предмет, объект или явление окружающего мира познаётся одновременно с нескольких точек зрения.

Какие же средства и формы обучения используются для интеграции знаний?

* Интегрированный курс (междисциплинарный курс, электив, курсы по вы-бору и пр.) включает в себя комплекс элементов разных учебных дисциплин.

* Интегрированный урок - урок, объединяющий несколько дисциплин при изучении одного понятия, темы или явления.

* Серия интегрированных уроков, объединяющих материал нескольких предметов с обязательным сохранением их независимости.

* Интегрированный проект (исследовательские и реферативные работы).

Построение интегрированных уроков нуждается в особой четкости, продуманности, логической координации изучаемого материала по различным предметам. Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно объединять не только два, но и сразу несколько предметов на одном уроке. Формы проведения уроков самые разные: семинары, конференции, диспуты, лекции, путешествия и пр.

Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ученику самые различные знания, во-вторых, учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец, в-четвертых, дети должны проявлять творческие способности, ум [4, с 49]. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать [2, с 58].

1.Интеграция с математикой.

Математические методы используются во многих областях знаний. К сожалению, интеграция с физикой усложнена несогласованностью тем в программах физики и математики. Интегрированные уроки обладают выраженной прикладной направленностью и вызывают высокий познавательный интерес. Опора на математические термины, раскрывая новые грани физических знаний, позволяет приобретать новый обобщенный смысл математическим знаниям. Кроме того, применение математических методов при изучении физики формирует у учащихся обобщенные графические, аналитические, вычислительные умения.

2. Интеграция с гуманитарными предметами.

На подобных уроках от школьников требуется кроме прочего владеть разными видами речевой деятельности, используя для этого знания русского и иностранного языков, литературы, истории. В процессе интеграции предметов физика и английский формируются ключевые компетенции, необходимые ученику в практической деятельности (ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные). Для этого я использую следующие приемы:

* Показ связи науки и литературы. Здесь полезно использовать материал, показывающий, как специфические качества речи физика (краткость, логичность, последовательность, полнота аргументации) используют некоторые литераторы. Красоту, предельную ясность языка точных наук хорошо понимали мастера слова. Часто в своих работах они использовали физические понятия, с любовью описывая явления природы. С другой стороны, среди ученых-физиков немало авторов интереснейших научно-популярных книг.

* Использование на уроках физики фрагментов из литературных произведений и исторических обзоров. Эти фрагменты могут стать прологом к рассмотрению физического явления, эпиграфом, цитатой, иллюстрирующей материал. Любой урок от этого только выиграет: будет ярче, а речь и учителя и учащихся богаче и эмоциональнее.

* Использование отрывков из научно-популярных и научно-фантастических произведений. Они помогут возбудить воображение, познакомят как с научными методами познания, так и с особенностями языка точных дисциплин, эстетикой речи.

* Введение в урок задач и вопросов в форме рассказа, шутки, стихотворения. Своеобразный стиль которых воспитывает интерес не только к естественным наукам, но и к русскому языку.

* Умение критически мыслить можно развивать, предлагая учащимся найти ошибки в той или иной информации. Это могут быть и опечатки в учебнике, в дополнительной литературе, газетах, журналах. Физические ошибки встречаются в художественной, научно-фантастической и учебной литературе, отрывки из которой полезно использовать на уроках.

* Исторический анализ развития общества и науки. Очень важно показывать влияние развития науки на становление общества, влияние исторического момента на развитие личности ученого, выявлять достижения и проблемы того или иного времени.

3.Интеграция физики с предметами естественнонаучного цикла.

Естественнонаучный цикл включает систему наук о природе: физику, химию, биологию, географию, астрономию, экологию. Каждая из этих наук имеет свое предметное содержание, структуру, методы исследования, описывает какую-то одну сторону природы, строит ее модель. Изучая одну из этих наук, нельзя забывать, что мир целостен и един. Предметы естественнонаучного цикла призваны раскрыть перед учащимся современную научную картину мира. Находясь на стыке многих предметов, физика является в полной мере интегратором предметов образовательной области «естествознание». Очень важно сопровождать интегрированный урок необычным, ярким и образным изложением фактов. Если умело использовать ситуации затруднения для развития возникшего любопытства, то можно добиться успехов в развитии устойчивого познавательного интереса. Регулярно на конкретных примерах необходимо побуждать ученика самостоятельно выделять главное, существенное, сравнивать, анализировать, классифицировать, находить причинно-следственные связи, доказывая полезность правильного выполнения этих умственных действий, развивать способности находить новые межпредметные связи и закономерности.

Проанализировав существующую литературу и опыт работы учителей по проблеме исследования, я пришла к следующим выводам:

  1. Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость использования системного подхода к теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления
  2. Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
  3. При разработке системы интегрированных уроков учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.
  4. Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины.
  5. Многогранное раскрытие явлений и процессов, основанное на взаимодействии естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать в окружающей среде.
  6. Способствовать повышению знаний, умений и навыков [6, с 38]. .

 

Таким образом, межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов. Ведь мир окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Поэтому введение в учебный процесс иллюстративных сведений по истории, экологии, географии, биологии дает возможность учителю физики больше связать предмет с важными аспектами жизни природы, с деятельностью человека, с историей [9, с 135]. .

 

Список литературы:

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150–154.

2. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный курс (в школе). // География в школе. – 1994. – М.: 4. – С. 40.

3. Герасимов С. 5. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 14–15. 4. Кузьменко Ф.В. Статья преподавание физики //Электронный ресурс. – Режим досту-па: http://festival.1september.ru/articles/610404/.

5. Глинская Е.А., Титова б. В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. – 1980. – 44 с.

6. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 24–28.

7. Зверев И.Д. Интеграция и “интегрированный предмет” // Биология в школе. – 1991. – № 50. – С. 46–49.

8. Семке А.И. Занимательные задачи по физике. 7, 8 класс// Москва. НЦ ЭНАС. 2004. - С.25-30.

9. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. – 2000. – 191 с.

10. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение. – 1987. – 160 с.

Опубликовано: 06.09.2019