Некоторые проблемные аспекты антикоррупционного образования молодого поколения Российской Федерации

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Голотин Александр Валерьевич

Организация: Средняя школа №82

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Распространение коррупции в повседневной жизни россиян дестабилизирует ситуацию в государстве. Коррупционные схемы негативно влияет на реализацию программ в экономической или социальной сфере общества. Об этом свидетельствует данные Торгово-промышленной палаты – 80% предпринимателей в 2017 году, так или иначе, сталкивались с элементами коррупции [1]. Для решения указанной проблемы необходимо поддерживать всестороннее воспитание молодежи, при этом учитывать новые системные требования общества к человеку, вызванных изменениями в социальных реальностях. Эти изменения появились из-за разрушения и трансформации системы ценностей традиционной культуры в социали­зации подрастающих поколений, распространения бездуховности и безнравственности. В свою очередь система образования РФ участвует в процессах противодействию и преодоления последствий распространению коррупции. В связи с чем, преодолевается межпредметная разобщенность знаний, укрепляется взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечивается целенаправленность и системность педагогического процесса в целом, что позволят формировать у обучающегося системы ценностей, мировоззрения и убеждений антикоррупционного мировоззрения. В средних общеобразовательных учреждениях учащиеся приобретают представление о коррупции как об общественном явлении, о коррупции как о правонарушении, о существующих мерах ответ­ственности за данное злодеяние. Главное же преодолеть пассивность молодого поколения в противодействии проявлениям коррупционным элементам в жизнедеятельности государства.

Для формирования антикорупциооного мировоззрения и гражданского сознания учащихся необходимо совершенствовать правовую систему РФ. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2] необходимо систематизировать нормы, направленных на антикоррупционное образование и воспитание молодого поколения. Увязать указанный выше федеральный закон с новой федеральной целевой программой «Развитие образования» [3] на 2016-2020 год в области нравственного противодействию развитии идей коррупции. Создание федеральных стандартов образования в учебных курсах по формированию у учащихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к правовым нормам. Таким образом, можно утверждать об отсутствии в сфере антикоррупционного воспитания и образования механизмов нормативной регламентации на федеральном уровне. Каждый субъект РФ пытается решить эту проблему самостоятельно, с минимальным взаимодействием с соседними регионами.

Выше сказанное, не означает, что в учебных учреждениях не проводятся значимые мероприятия по борьбе с коррупцией. Однако они не носят единый системный плановый характер. И все же последнее время мероприятия по антикоррупционному образованию начинаются реализовываться с первых лет обучения ребенка через воплощение программ, направленных на развитие морально-нравственных основ личности и основ правовой культуры и основ гражданственности. Виды и формы организации обучения в каждом учебном образовательном учреждении разнообразны. С ними можно познакомиться на официальных сайтах этих учреждений. Приведем некоторые примеры: деловая игра «Город без коррупции» 9-11 классы, правовой час «Нет правовому нигилизму» 6-8 классы, тематическая книжная выставка в библиотеке школ «Вместе против коррупции!» 5 классы и другие. Дополнительно средние и старшие классы общеобразовательной школы включаются в систему антикоррупционного образования через общеобразовательные предметы (экономика, история, право, обществознание и др.), участие в школьном самоуправлении (выборы президента школы и т.д.), в социально значимом проектировании (внеурочная деятельность – 9 классы – социокультурное проектирование), гражданских акциях (оказание помощи ветеранам и участникам ВОВ) и т. д.

В результате антикоррупционного обучения, в школах обучающиеся получают следующие знания:

1) основные определения коррупции;

2) основные принципы международного и национального законодательства, регулирующего противодействие коррупции;

3) основные подходы к формулированию стратегии противодействия коррупции и базовые элементы такой стратегии.

Подводя вывод можно утверждать, что коррупция – это не просто антиправовое действие, кто дает или кто берет взятку. Это идея, каким образом можно упростить процесс своей жизнедеятельности. Коррупция это не только действие, но и мотив, который побуждает свершить данное преступление. То есть в человеке с раннего возраста развивается склонность к такому злодеянию. Следовательно, необходимо развивать в обществе правовую культуру, которая сформирует у граждан отрицательное отношение к коррупции. Для искоренения этой угрозы для общества и государства, необходимо, во-первых – убрать правовые коллизии в законодательстве, которые относятся к коррупции, а во-вторых – создать системную работу образовательных учреждений по антикоррупционному образования подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. RBC [электронный ресурс] : Почти 80% предпринимателей рассказали о «проявлениях коррупции»

https://www.rbc.ru/economics/11/12/2017/5a2a9da89a7947d0a0ec0fc8

  1. Российская газета [электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D1%84%D1%86%D0%BF-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2016-2020

Опубликовано: 27.12.2018