Аксиологический подход в преподавании истории в старших классах

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Файзуллина Дания Рашитовна

Организация: МАОУ СОШ №19

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

Система ценностей — один из важнейших компонентов внутренней структуры личности.

Ценностные ориентации, или установки представляют собой усвоенные и принятые человеком социальные нормы и культурные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей.[2, с.43] Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека и являются, в свою очередь, продуктом социализации.

Результаты исследований ценностных ориентаций молодёжи, проведенных в течение последних трех на базе нашей школы, показывают, что для современных молодых людей на первое место выходят такие ценности как материально-обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, свобода, развлечения. В то время как интересная работа, развитие, познание, активная деятельная жизнь, творчество утратили свою былую значимость. А ведь именно данные ориентиры должны превалировать у большинства выпускников школы.

В сложившейся ситуации современная школа должна создать условия для позитивного ценностного самоопределения старшеклассников. Прежде всего, учитель должен представлять, чем живут его подопечные, чему они отдают предпочтение. Как важно ухватить в человеке духовные, идеальные силы, составляющие мир личности. Научить ребенка видеть цель, радоваться жизни, стремиться к самосовершенствованию - нелегкий, но интересный труд учителя. [3, с. 47]

Одним из главных направлений по организации и осуществлению воспитания личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.

На уроках истории школьники сопереживают судьбам людей, которые созидали Отечество, приумножая его духовные и материальные богатства. Учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, анализируют и делают выводы. Отвечая на вопросы на материале уже свершившихся исторических событий, школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности.

Основу обучения составляет не простое запоминание, а участие ученика в приобретении информации, которое реализуется через нетрадиционные виды учебной деятельности, использование таких приемов и технологий, как синквейн, портфолио, компьютерные презентации.

Учащиеся составляют синквейны на разных исторических деятелей – Ивана Грозного, Петра I,Александра III, И.Сталина, и др., что позволяет полнее отразить глубину понимания описываемого явления, роли личности в истории. В ходе творческой деятельности обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала учениками, но идет их интеллектуальное, нравственное развитие.

Связь человека с историей Отечества отражается в жизнях и судьбах предков. Работая над проектами: «История моей семьи», «Мое генеалогическое древо», «Семейный альбом», ученики познают самих себя, свой род. Ведь именно семья главная ценность в жизни каждого человека.

Таким образом, формирование системы ценностей учащихся одна из главных задач школы. И центральное место в разрешении выделенной задачи занимают уроки истории, на которых учитель, направляя и регулируя деятельность ученика, закладывает основы его ценностных ориентаций.

Список использованных источников:

1.Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. №4. С.78-80.

2.Каримова Р.Р., Гайфуллина Н.Г. Ценностные ориентации современной молодежи в зависимости от гендера // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 3. С. 43.

3.Пасько Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности // Образование и воспитание. 2017. №2. С. 46-49.

Опубликовано: 04.11.2018