Эффективные формы работы с родителями воспитанников ДОУ

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Алексашина Наталия Алексеевна

Организация: МДОУ д/с «Лучик»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Одним из направлений работы ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Работая с родителями, воспитатели стремятся повышать педагогическую культуру родителей.

В работе с родителями можно выделить несколько этапов:

  1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. С этой целью вначале проводится опрос для изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ.
  2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка и образовательного учреждения.
  3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия. Для этого родителям сообщается информация, полученная в результате наблюдения за ребенком в детском саду, а также общения воспитателя с ребенком. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
  4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На данном этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые рассказывают во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
  5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества воспитателя с родителями детей.

Основные формы работы с родителями можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Коллективные формам работы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. К ним относятся:

  1. Общее родительское собрание ДОУ. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Его цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.
  2. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации – убедить родителей в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
  3. Групповые родительские собрания. Во время родительского собрания происходит ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей.
  4. Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
  5. Презентация дошкольного учреждения. В результате такой формы работы родители знакомятся с программой развития ДОУ и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.  К ним относятся:

  1. Педагогические беседы с родителями. Цель таких бесед – оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.
  2. Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими людьми в привычной для него обстановке. В результате посещения семьи родители имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
  3. Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Родители получают консультации специалистов: логопеда и педагога – психолога, медицинских работников,  музыкальных руководителей.  С большим удовольствием родители рассматривают на  выставке  работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей в детском саду и различные подтверждения успехов детей (наклейки, картинки и т.д.). К наглядно-информационным формам относятся:

  1. Уголок для родителей, в котором размещается полезная для родителей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

  • материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
  • материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей.
  1. Выставки детских работ. Их цель – демонстрация родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
  2. Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • благодарность добровольным помощникам и т.д.
  1. Памятки для родителей, которые представляют собой небольшое описание (инструкция) по выполнению каких либо действий.
  2. Папки–передвижки формируются по тематическому принципу и даются во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Литература:

1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002. -  С. 114

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005. - С. 89.

3. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013. - 60 с.

Опубликовано: 27.07.2016