Классный руководитель в здоровосберегающей среде современного образовательного учреждения. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Романова Ольга Ивановна

Организация: МБОУ Приморская СОШ

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Приморск

С  древнейших  времён  люди  понимали, что  источником  здоровья, силы, бодрости  и  красоты  является  правильное  питание. И.И.Мечников  полагал, что  люди  преждевременно  стареют  и  умирают  в  связи  с  неправильным  питанием  и  что  человек, питающийся  рационально  может  жить  120 – 150  лет.

        Питание  обеспечивает  основные  жизненные  функции  организма, поставляя  ему  энергию,  необходимую  для  покрытия  затрат  на  процессы  жизнедеятельности. Чтобы  пища  принесла  максимальную  пользу, она  должна  содержать  все  вещества, из  которых  состоит  наше  тело: белки, жиры, углеводы, минеральные  вещества, витамины  и  воду.

        Источниками  белка  являются  следующие  продукты: мясо, рыба, яйца, сыр, молоко, хлеб, картофель, бобовые Жиры  в  достаточном  количестве  содержатся  в  таких  продуктах  питания, как  яйца, печень, мясо,  рыба, молоко. Для  детского  питания  очень  хорошим  источником  жира  является  сливочное  масло. Углеводы – это  источник  энергии. Они  содержатся  в  хлебе, крупах, макаронах, картофеле, сахаре. Фрукты  и  овощи – источники  витаминов  и  минеральных  солей. Потребность  детского  организма  в  воде  выше,  чем  у  взрослого  человека, т.к. рост  клеток  возможен  только  при  наличии  воды. Пищевой  рацион  детей  должен  быть  составлен  так, чтобы  в  каждый  приём  пищи  ребёнок  получал  обязательно  одно  жидкое  блюдо.

            Во  время  работы  мозга   недостаточность  питательных  веществ  приводит  к  потере  внимания, слабости  и  переутомлению, ухудшению  памяти, лёгкому  доступу  к  инфекционным  заболеваниям.

          Для  нормального  развития  организма  детей  большое  значение  имеет  правильный  режим  питания. Если  ребёнок  приучен  завтракать, обедать  и  ужинать  в  определённое  время, то  к  этому  времени  у  него  появляется  аппетит, т.к. в  организме  начинается  выделение пищевых  соков. Для  младших  школьников  рекомендуется  4-х – 5-разовое  питание.

       Завтрак  ребёнка  должен  содержать  достаточное  количество  пищевых  веществ  и  включать  горячее  мясное, овощное, крупяное, творожное  или  яичное  блюдо, а  также  чай  с  хлебом  и  маслом. Исследования  показали, что  регулярно  и  правильно  завтракающие  дети, проявляют  большую  энергию  на  уроках. Лучше  воспринимают  информацию  и  достигают  более  высоких  результатов. Обед  должен  состоять  из  2 – 3  блюд, фруктов. Для  полдника  подойдут  фрукты, соки, кефир, молоко. Ужин  рекомендуется  за  1,5 – 2 часа  до  сна. Перед  сном  не  рекомендуется  есть  продукты., содержащие  много  белков, так  как  они  возбуждающе  действуют  на  нервную  систему. Дети  спят  тогда  беспокойно, за  ночь  не  успевают  отдохнуть.

          В  последние  годы  возрос  поток  информации, усложнились  школьные  программы, увеличились  физические  нагрузки   детей. Всё  это  предъявляет  к  организму  ребёнка  повышенные  требования, связанные  с  большим  расходом  энергии. Нарушения  питания  могут  привести  к  расстройствам  функции  органов  пищеварения, сердечно- сосудистой  системы, высшей  нервной  деятельности. Поэтому  обеспечение  школьников  рациональным  питанием  является  одним  из  условий  правильного  питания.

     Принципы  рационального  питания:

  1. питаться  разнообразно;
  2. правильный  режим  питания;
  3. умеренность  в  еде
  4. не  увлекаться  сладким

Я  считаю, что  в   современной  школе  питание  учащихся  является  сбалансированным  и  правильным, так  как  школьный  рацион  включает  в  себя  каши, мясные  и  рыбные  блюда, фрукты  и  овощи. Блюда  полностью  соответствуют  санитарно- эпидемиологическим  нормам. В  нашей  школе запрещена   продажа  чипсов, кока-колы, сухариков с приправами. За  правильной  организацией  питания  следят  соответствующие  структуры  и  ведомства, школьный  родительский  комитет. Малыши, посещающие  группу  продлённого  дня, получают  трёхразовое  горячее  питание, которое  состоит  из  завтрака, обеда  и  полдника (молоко). Обед  состоит  из  первого и  второго  блюд, а  также  компота  или  чая. В  буфете  ученики  могут  дополнительно  приобрести  сок, булочку, овощной  салат  или  фрукты. Кроме  этого  существует  льготная  категория  учащихся  начальной  и  средней  школы, которая  получает   бесплатное  питание  за  счёт  средств  местного  бюджета.

В     школьной  столовой, в  кабинетах  начальной  школы  всегда  есть  питьевая  вода, что  помогает  выполнять дневную  норму  потребности  детского  организма.

К  сожалению, с  пятого   класса  дети  отказываются  от   организованного  горячего  питания  в  школе. Они   «перехватывают»  на  ходу  кусок  хлеба, булочки,  что  неизменно  сказывается  на  их  здоровье. Нарушение  режима  питания  приводит  к  полному  отсутствию  аппетита  и  расстройству   пищеварения. По результатам  медицинского  осмотра  наблюдается  рост  количества  детей  с  проблемами  желудочно-кишечного  тракта, с  ожирением. Причины  данной  проблемы:

-   негативное   влияние   рекламы  опасных  продуктов;

-   низкое   качество  воды  и  продуктов, которые  мы  вынуждены  использовать  в  пищу;

-  недостаток   культуры  приёма  пищи  среди  учащихся;

- не  у  всех  детей  сознательное  отношение  к  своему  здоровью.

      Здесь  большую  роль  играет  организация  режима  питания  администрацией  школы  и  просветительская   работа  педагогов,  как  среди  учащихся, так  и  среди  родителей. В  нашей  школе   на  протяжении  ряда  лет  проводится  работа  по  программе  «Питание  и  здоровье»: беседы, классные часы, родительские  собрания, анкетирование  учащихся  и  их  родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.2.576-96 от 31.10.96. – М., 1997.
  2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года. – М., 2003.
  3. Закон об образовании РФ.
  4. Федеральные образовательные стандарты НОО, ООО;
  5. Формирование культуры здоровья обучающихся. Материалы Межрегиональной конференции работников образования и здравоохранения. 2005г., Казань, изд. «Школа»;
  6. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003.
  7. Актуальные проблемы валеологии в образовании // Материалы первой всероссийской конференции. – М., 1997.
  8. Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе. – М., 2002.
Опубликовано: 30.06.2016