Активные формы и методы эстетического воспитания

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Баисова Фарида Мурадиновна

Организация: МБОУ СОШ №8

Населенный пункт: Тюменская область, г. Новый Уренгой

        Приобщение людей к культуре и искусству - это лишь необходимое условие для формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, жизнедействующей по законам красоты. Существенные изменения в современной социокультурной сфере общества требуют ориентированности личности на эстетическое освоение мира, как фундамента ее успешной социализации, что позволяет осмыслить окружающую действительность в единстве и самоактуализироваться в ней. Эстетическое начало присутствует в каждом человеке, как основной элемент культуры и содержит важный скрытый потенциал для формирования эстетической культуры личности. В современных условиях приоритета материальных ценностей обнаруживается резкое снижение духовно-нравственных, душевных качеств человека и формирование эстетической культуры личности - это путь к духовному совершенствованию общества. 

          В настоящее время назрела необходимость определения истинного значения и места художественно-эстетического обучения и воспитания школьников в процессе становления и формирования личности.

     В гуманистической отечественной педагогике XIX-XX вв. эстетическому воспитанию уделялось значительное внимание. Так, наиболее важными видами искусства в формировании эстетической культуры В.Г.Белинский считал музыку, которая, по его мнению, своей гармонией развивает высокие и благородные чувства. Искусство, по мысли К.Д.Ушинского, дает познание жизни в разные исторические эпохи, позволяет глубоко проникнуть в современную жизнь, оказывает нравственное и эстетическое воздействие. В хоровом пении Ушинский видел источник нравственно-эстетического обогащения личности, считая пение могучим педагогическим средством, и предполагал ввести в учительских семинариях игру на музыкальных инструментах, пение, рисование. 

    Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства и музыки в том, что в современной логизированной школе они играют совершенно особую роль – развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Изобразительное искусство и музыка, да и искусство в широком смысле, непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

    Дойти до этой цели помогают различные формы и методы обучения, которые применяем на наших уроках изобразительного искусства и музыки . Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Ряд педагогов считают, что «природа ребёнка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь чувственным аспектом познания».  Поэтому, в отличии от обычного урока, где ведущей формой мышления является рационально-логическая, и дети осваивают какое-либо  понятие или реальность, тогда как на уроке искусства ребёнок мыслит образами и познаёт отношение к реальности. Исходя из этого, на уроке изобразительного искусства ученику предлагается не просто нарисовать, например натюрморт, а представить его образ,– какой он, весёлый или грустный, радостный или задумчивый. Не просто изобразить клоуна в цирке, а понять характер, душу этого клоуна. И изобразить уже не само явление, а своё собственное отношение к этому явлению. На уроках музыки не просто выучить текст и пропеть ее, а понять и осмыслить почему это песня написана имена в такой композиции, что автор хотел передать, представить обстановку настроения смысла текста.

        П.П.Блонский нацеливал педагогику средней и высшей школы на поиски активных форм и методов эстетического образования и воспитания. Эстетическое воспитание он понимал как художественное воспитание. П.П.Блонский организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), в которой были, в числе многих других, художественные студии: изобразительного искусства, музыки и художественной речи. В студии ИЗО студенты получали знания изобразительного искусства, а целью музыкальной студии являлось развитие умнений слушать и понимать музыку, овладение знаниями музыкальной грамоты на основе хорового пения (пение народных песен). 

   В педагогических работах С.Т.Шацкого и в его практической деятельности разработана и воплощена в жизнь система активной подготовки учителя, в которой ее важной составляющей является формирование эстетической культуры будущих педагогов. С.Т.Шацкий стремился активизировать процесс эстетического воспитания, не только обучая искусству, но и создавая силами воспитанников и преподавателей жизнь искусства. Потребность в искусстве развивали систематические музыкальные занятия с высокохудожественным репертуаром, был организован учительский хор (пели классическую и народную музыку), музыкальные кружки, проводились фестивали музыки с лекциями и концертами профессиональных артистов. Мысли С.Т.Шацкого о важности формирования эстетической культуры учителя звучат в настоящее время современно и актуально. 
Эстетическое воспитание А.С.Макаренко рассматривает как одно из важнейших средств воспитания нравственности и гуманистического мировоззрения и особое место в нем занимает искусство: литература, музыка, театр. Наиболее распространенной формой художественного воспитания его воспитанников были кружки: изобразительного искусства, танцев, музыкальный, вокальный и другие. В организации педагогического процесса ВАСухомлинский опирается на изучение 

 А для усиления эмоционального воздействия на ребёнка применяются активные формы обучения. Например, театральная педагогика или арттерапия.  Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в суть, внутренне освобождается, снимаются комплексы, он учится доверять. Доверять товарищам, учителю, себе. Коллективно-индивидуальная работа учащихся позволяет в полной мере погрузиться в творчество, насладится его результатом.

Наши уроки изобразительного искусства и музыки тесно переплетаются и с занятиями дополнительными объединении:  «Палитра» и «Хореографии».

Более наглядно использование Активные формы и методы эстетического воспитания прослеживается во время оформления выставок, участие в проектах и конкурсах: «Радуга», «Вдохновение» , «Праздник народов севера», «Гостеприимный Ямал».

  Так же мы используем АМО во внеурочной деятельности.

  • использовании знаний и опыта обучающихся, (просмотр работ уч-ся)
  • вовлечении в процесс всех органов чувств, (прослушивание музыки, просмотр работ, изучение музыкальных инструментов и предметов быта, ознакомление с блюдами разных народов)
  • групповой форме организации их работы, (каждая группа отвечает за определенный этап)
  • деятельностном подходе к обучению, (практическое изучение ремесла, танца, традиции)
  • разнообразных коммуникациях (изучения все сторонней истории представляющего народа)
  • творческом характере обучения, (перевоплощение в человека другой национальности)
  • практической направленности, (выполнение работ своими руками, ремесло, танцы, стихи)
  • игровом действе, ( весь процесс идет в игре, вживание в роль)

 

     Принципиальная системность этнохудожественной культуры, выявляющая целостное миропонимание любого народа, выполняет системообразующую роль в организации содержания и методов художественного образования. И особенно важно, что она способствует построению в процессе образования «диалога» и «полилога» различных этнохудожественных культур в сопоставлении друг с другом, выявлению общего и особенного в художественных культурах разного типа: фольклорного, авторского и профессионального; культур разных народов России и мира; разных художественно-стилевых направлений в национальных культурах регионов России и мира. Этнохудожественное воспитание на всех уровнях преемственной модели «Детский сад-школа-вуз» предусматривает обновление содержания дошкольного и общего образования на 
основе существенного усиления этнокультурного контекста гуманитарных дисциплин в государственных образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях, а также посредством внедрения разработанных и рекомендованных Министерством образования и науки программ: «Изобразительное искусство и художественный труд» (начальная школа), «Изобразительное искусство» (средняя школа), «Музыка», «Мировая художественная культура» и другие. 
    При таком подходе ценности отечественной культуры становятся средством эстетического воспитания, обновления содержания образования, совершенствования качества воспитательного процесса на основе использования системы этнохудожественного образования. В процессе эстетической деятельности в сфере этнокультурного образования выявлены наиболее эффективные формы организации художественно-творческой деятельности молодежи по изучению и сохранению народной художественной культуры: этнографические театры, литературно-поэтические салоны, фестивали и праздники, конкурсы и т.д. 
     Современное состояние эстетического воспитания в теории социально-культурной деятельности характеризуется устойчивыми тенденциями инновационных идей, где не последнее место занимают идеи культуро-развивающего обучения, а также проектирование новых форм и методов, педагогических и социально-культурных технологий эстетического воспитания личности, педагогические проекты создания разветвленной системы дополнительного музыкального образования, что, в целом, свидетельствует об осознании обществом роли эстетического воспитания средствами искусства и необходимости возрастания роли дополнительного музыкального и художественного образования как важного фактора развития художественной культуры личности в процессе ее социокультурной деятельности. 
 

«Искусство – это время и пространство,
в котором живёт красота человеческого духа.
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство
выпрямляет душу. Познавая ценности искусства,
человек познаёт человеческое в человеке,
поднимает себя до прекрасного…»
В.А.Сухомлинский

 

Именно на таких уроках и внеурочных занятиях эстетического направления ребенок раскрывается и разжигается наша лампада.

Литература:
1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта /Ю.Б.Алиев. - М.: 
Издательство: ВЛАДОС, 2000. - 336с. 
2. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский // Программа средней общеобразовательной школы: Музыка. 1 - 3 классы. - М., 1990. 
3. Школяр, Л.В., Красильникова, М.С., Критская, Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В.Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д.Критская. - М.: «Флинта-Наука», 1998. 
4. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: «ИХО РАО», 2004. - 253с.

Опубликовано: 16.06.2016