Взаимодействие семьи и школы в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Полтавская Ольга Олеговна

Организация: ГОУ ЯО Ярославская школа-интернат № 8

Населенный пункт: Ярославская область, г. Ярославль

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Жан-Жак Руссо

 

Ни для кого не секрет, что современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно это касается здоровья детей. Долг каждого взрослого: учителя, воспитателя, родителя, не только в том, чтобы дать знания  детям, но и в том, чтобы сформировать установку на здоровый образ жизни. Особенно актуально это становится для детей с ограниченными возможностями  здоровья.

Повышение уровня заболеваемости в классе без видимых причин дало мне основание начать работу над методической темой в рамках методической темы школы «Взаимодействие семьи и школы в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся»

В статье №18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Ведущую роль в повышении уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровьесбережения должен взять на себя именно учитель. Исходя из этого,  был составлен план работы на 2015-2016 учебный год, в котором  запланированы мероприятия, направленные не только на приобщение родителей к школьной жизни, но и на просвещение их в вопросах здоровьесбережения.

Важным условием успешной работы с семьей по вопросу здоровьесбережения стало выдвижение первоочередных целей:

  1. Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровьесбережения.
  2. Осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости проводимой учителем работы по формированию у детей навыков здорового образа жизни, их заинтересованность в проводимой работе;
  3. Привлечение как можно большего количества родителей к совместной

           работе.

Привлекая родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни, параллельно решался еще и ряд немаловажных задач:

- помочь родителям осознать своё поведение в отношении собственного здоровья;

- напомнить о существовании неоспоримого факта, что поведение, в том числе, и образ жизни взрослых членов семьи – это пример для ребёнка.

      К сожалению, приходится констатировать тот факт, что родители далеко не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни.                                                                                                                     

        К основным причинам такого  поведения родителей можно отнести:

  • недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, несоблюдение правил гигиены и т.д.)
  • неправильные установки: «лишние килограммы не вредны для меня», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровее питание дорого стоит» и т.д.;
  • отсутствие навыков, недостаток опыта: люди не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не владеют навыками самоконтроля и т.д.;
  • социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного досуга; употребление табака и алкоголя, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов и т.д.

В сложившейся ситуации не вызывает сомнения тот факт, что современная семья не может выполнить свою роль в формировании у детей здорового образа жизни без активной поддержки со стороны школы.

      С целью выявления роли родителей в формировании здоровья, уровня знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье в ноябре мною был проведён анкетный опрос для родителей («Условия здорового образа жизни в семье»)

 

Были опрошены 20 человек. В итоге выяснилось, что только часть родителей (10 чел.)  считают, что образ жизни  в их семье можно назвать здоровым.

Только 6 человек ответили, что занимаются физической культурой совместно с детьми.

Только 7 человек ответили, что имеют дома какой-либо спортивный инвентарь.

К основным аспектам здорового образа жизни родители отнесли:

  • правильное питание;
  • спорт;
  • здоровый социально-психологический климат в семье;
  • отсутствие вредных привычек;
  • здоровый сон;
  • соблюдение правил гигиены;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • витамины;
  • жизнь  в деревне;
  • любовь к жизни.

Полученные  результаты позволили составить для себя полную картину каждой семьи в отношении ЗОЖ.

Ознакомление родителей с содержанием работы классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья детей я проводила через систему родительских собраний.

В течение года проведены следующие родительские собрания:

  • «Здоровье детей в наших руках» (с выступлением врача школы с темой «Профилактика простудных заболеваний»)
  • «Значение подвижных игр в воспитании детей»
  • «Соблюдение детьми правил личной гигиены»
  • «Развитие мелкой моторики ребёнка»
  • «Режим дня школьника в летние каникулы»

В рамках методической темы в течение года изготовлены  памятки для родителей «Следим за осанкой», «Зрительная  гимнастика», «Чистим зубы правильно».  Родители имели возможность брать памятки с собой и могли ознакомиться с их содержанием дома в свободное время.

  • Изготовлена раскладушка для родителей «Здоровый образ жизни» (в ней отражены основные аспекты ЗОЖ)
  • Подготовлен стенд  «Цветок настроения» (в классе был вывешен цветок с разноцветными лепестками, родители могли выбрать определенный лепесток, тем самым узнать, как цвет влияет на состояние здоровья и настроение)
  • Поведена  акция «Витаминка» (родителям были розданы заранее подготовленные картинки с изображением фрукта или овоща с информацией о полезных витаминах в них, о том, как они способствуют укреплению здоровья)
  • В классе проведена выставка фотографий «Здоровый образ жизни моей семьи»

Одной из важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа. Не все можно обсудить коллективно, некоторые проблемы требуют деликатного подхода учителя. Беседую с родителями, педагог получает информацию об особенностях физического и психического развития ребенка, питания, режима, досуга в домашних условиях. Используются индивидуальные консультации и беседы с родителями, дети которых имеют какие-либо отклонения в здоровье.

Проведение открытых занятий -  один из самых популярных форм взаимодействия учителя с родителями.  В феврале в 5 классе проведён открытый классный час, куда были приглашены родители. Тема «Вредные и полезные привычки»

В апреле  в 3 классе проведён  открытый урок развития речи, куда так же были приглашены желающие родители. Тема «Охрана здоровья: органы чувств».

В мае проведён  открытый урок чтения для родителей учащихся 5 класса с элементами здоровьесберегающих технологий (зрительные гимнастики, динамические паузы)

В этом учебном году родители являлись инициаторами организации экскурсий на тему ЗОЖ. Так,  одна из мам помогла организовать экскурсию в библиотеку слепых, где учащиеся смогли прочувствовать, как живут люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Благодаря совместной работе школы и семьи, а также готовности родителей участвовать в процессе формирования здоровьесберегающего поведения, удалось добиться следующих результатов:

  1. Формирование положительной мотивации здорового образа жизни, активное включение родителей в оздоровление детей.

     2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в школе и семье.

    

Мы планируем продолжать своё сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, и будем искать новые пути взаимодействия.

Литература:

  1.  Акутина С.П. Воспитание: семья и школа. // Классный руководитель. –2006. – №7. – С. 26-43.

2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

3. Быкова Е. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 2-4.

4.Григорьева М.Н. Родительская неделя - эффективная форма сотрудничества семьи и школы // Начальная школа. – 2005. – №.11. – С. 49-52.

5. Гребенников И.В. Основы семейного воспитания. – М.: Просвещение,1991. – 158 с.

6 Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 21-23.

7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 1999. – 232 с.

8. Сметанина О.А. Научно - теоретические основания проблемы семейного воспитания // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 11. – С. 114-122.

9. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Просвещение, 1989 г.

10. Шуман С.Г. Родительские тревоги. – М

Опубликовано: 22.05.2016