Внедрение технологии «Ситуация» как механизм преемственности между детским садом и начальной школой

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Никифорова Елизавета Кирилловна

Организация: МАДОУ ДС «Гнездышко»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Новый Уренгой

Современный этап социально - экономического и научно - технического развития нашего общества выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание единой системы непрерывного образования. Эта система представляет собой сложный комплекс воспитательно - образовательных учреждений, обеспечивающий преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования.                                                                                                                                                                             Вопросы преемственности, ее аспекты на различных ступенях образовательной системы рассмотрены в исследованиях Б.Г. Ананьева, М.П. Ашмутаут, А.Я. Блаус, С.Г. Вершловского, Ш. И. Ганелина, Б. С. Гершунского, и др.                                                                                            

 Осуществлению преемственности в содержании, формах и методах обучения посвящены работы К.Р. Исаевой, Т.А. Плотниковой, Г.В. Быховец, Р. Наурызбаевой, С. С.  Постовалова.                                                                                                                                                 

Согласно Федеральному закону об образовании в РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ   о преемственности основных образовательных программ,  необходимо реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что даст возможность устранить проблему  у дошкольников, формировать предпосылки к учебной деятельности. В этом нужна помощь и поддержка не только руководства страны, но и нас – воспитателей, педагогов, администрации образовательных учреждений.                                                                                                                                    

 Несмотря на то, что в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России, но, тем не менее,  до сих пор не определен  эффективный  механизм, обеспечивающий успешный переход  от  дошкольного к школьному уровню.                                                            

Данная тема давно и постоянно рассматривается, изучено многими исследователями и отражается в трудах русских и зарубежных педагогов. Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Но изменения, происходящие в системе образования и в обществе в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования.                                                                                                                               

Существует много форм  взаимодействия детского сада и школы, но проблема преемственности до сих пор не решены, наблюдаются значительные трудности в данном направлении. И решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой, построенная на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей  позволит  обеспечить высокий уровень готовности ребенка к школьному обучению. Удачным решением данной проблемы для нас стала внедрение технологии «Ситуация», которая позволит придать механизму преемственности  целостность  и  системность,  создать  условия  для построения  непрерывной  образовательной  траектории  при  переходе  от  предыдущего  уровня  образования  к  следующему,  полноценно  проживая между  детским садом и начальной школы.                                                                                                                                                      

  В отличие от традиционных программ, технология «Ситуация» предполагает развивать у детей:                    

-планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей                                                                            

-видеть результат своей деятельности;                                                                                                                                                     

 -контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;                                                  

-видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого;                                                              

 -классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать;                                                        

  - использовать знаково-символические средства.

Для педагогов:                                                                                                                                                                                           

 - повысить профессиональную компетентность педагогов по владению  эффективных  инструментов,  обеспечивающих оптимальные условия для саморазвития и успешной самореализации детей.                                                                                                                                                        

Для родителей:                                                                                                                                                                                                  

 - создания содружество «родители – дети – педагоги»,  способствующий  успешному  саморазвитию, самореализации и самовоспитанию  детей.                                                         

Технология «Ситуация»  соответствует требованиям ФГОС ДО.                                                                                

Таким образом,  задача ДОУ  заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий».                                                                                    

 Сформированность у детей предпосылок коммуникативных УУД:                                                                             

- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;                                                                                

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;                                            

- строить монологичное высказывание и диалоговую речь;                                                                                           

- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;                                               

-ориентация на партнера по общению;                                                                                                                                

-умение слушать собеседника.                                                                                                                                         

-умение ставить вопросы;                                                                                                                                                       

 -обращаться за помощью;                                                                                                                                                         

-предлагать помощь и сотрудничество;                                                                                                                              

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.                                         

 - формулировать собственное мнение и позицию;                                                                                                              

- строить понятные для партнёра высказывания;                                                                                                                                            

 Сформированность у детей предпосылок  регулятивных УУД:                                                                                  

 - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;                                                                          

- умение сохранять заданную цель;                                                                                                                                    

  -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;                                                        

-умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;                                                           

-умение контролировать свою деятельность по результату;                                                                                          

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;                                                                                    

-умение работать по инструкции взрослого;                                                                                                                     

 -умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;                                              

  - готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;                                                                 

 -умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;                                                                                                                                               

-умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.)                 

–развитие мелкой моторики рук.                                                                                                         

Сформированность у детей предпосылок познавательных УУД                                                                                  

- навыки сформированности сенсорных эталонов;                                                                                                             

 - ориентировка в пространстве и времени;                                                                                                                      

- умение применять правила и пользоваться инструкциями;                                                                                        

 - умение (при помощи взрослого) создавать  алгоритмы действий при решении поставленных задач;                                                                                                                                                                                                

 - умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;                          

- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;                           

- умение выделять существенные признаки объектов;                                                                                                        

- умение устанавливать аналогии на предметном материале;                                                                                                   

- умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);                                                                                                                                     

- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;                                                                                                                                                                                     

 - умение производить анализ и синтез объектов;                                                                                                               

- умение устанавливать причинно-следственные связи;                                                                             

ориентировка в пространстве и времени;                                                                                                                           

- умение применять правила и пользоваться инструкциями;                                                                                         

умение ориентироваться в книге;                                                                                                                                         

-умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;                                                                                  

 -умение находить нужную страницу;                                                                                                                                  

-умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;                                                                                                                               

-умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);                                                                                                                                                                              

-умение пользоваться  простейшими  инструментами.                                                              

Сформированность у детей предпосылок  познавательных УУД                                                                               

- навыки сформированности сенсорных  эталонов;                                                                                                           

- ориентировка в пространстве и времени;                                                                                                                        

 - умение применять правила и пользоваться инструкциями;                                                                                          

- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;                                                                                                                                                                                           

- умение  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;                          

- умение  осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;                           

- умение выделять существенные признаки объектов;                                                                                                      

 - умение устанавливать аналогии на предметном материале;                                                                                       

- умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);                                                                                                                                    

- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;                                                                                                                                                                                     

  - умение производить анализ и синтез объектов;                                                                                                            

- умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентировка в пространстве и времени;                  

- умение применять правила и пользоваться инструкциями;                                                                                       

- умение ориентироваться в книге;                                                                                                                                       

 -умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;                                                                                   

-умение находить нужную страницу;                                                                                                                                 

  -умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;                                                                                                 

 - умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);                                                                                                                                                                    

 - умение пользоваться  простейшими  инструментами.                                                                      

Овладев универсальными игровыми действиями, дошкольник сможет безболезненно переключиться в атмосферу школьного обучения и продолжать формировать универсальные, но уже учебные действия.                                                                                                                      

 Организация работы по преемственности детского сада со школой должна осуществляться по трем основным направлениям:                                                                                                                      Деятельность педагога:                                                                                                                                                             

- организация работы  по  внедрению технологии «Ситуация» в  образовательную деятельность  ДОУ;                                                                                                                                                                                                  

- взаимопосещение открытых занятий ДОУ и уроков в начальной школе;                                                                

-  участие в совместных  методических мероприятиях (педсоветы, круглые   столы, тренинги, семинары-практикумы,  МО педагогов ДОУ и учителей   начальной школы;                                                       

 - встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего  дошкольного возраста на родительских собраниях;                                                                                                                                     

  - организация работы «педагогической гостиной» для родителей   по   вопросам подготовки детей к школе;                                                                                                                                                                                        

 - организацию дня открытых дверей;                                                                                                                                   

- рекомендации для родителей по подготовке детей к школе.;                                                                                                           

- посещение школьной библиотеки;                                                                                                                                    

 - знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками  начальной школы;                             

 - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы).        

Деятельность детей                                                                                                                                                                       

 - экскурсии в школу детей старшего дошкольного возраста;                                                                                       

- участие в выставках  детских работ, вернисажей;                                                                                                        

- посещение  и участие в театрализованных представлений,  с  участием бывших выпускников ДОУ;                                                                                                                                                                                                   

 - участие в проектной деятельности;                                                                                                                                                           

 - совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников.                                

Деятельность родителей:                                                                                                                                           

  - участие родителей в организованных мероприятиях:                                                                                                                   

- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;                                                       

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;                                                                    

 -родительские конференции, вечера вопросов и ответов;                                                                                           

-консультации с педагогами ДОУ и школы;                                                                                                                          

-встречи родителей с будущими учителями;                                                                                                                        

-дни открытых дверей;                                                                                                                                                            

-творческие мастерские;                                                                                                                                                                         

-образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;                                                                                                                                                       

-семейные вечера, тематические досуги;                                                                                                                           

 -визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый  ящик вопросов и ответов и др.);                                                                                                                                                                                                  

 -заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). 

Список литературы:                                                                                                          

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Изд-во « Просвещение»,2010.                                                                                                                   

2.Петерсон.Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система  «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., Изд-во « Цветной мир», 2007.                                                                                                                                                                           

3.Петерсон Л. Г. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной  системе «Школа 2000…» .- М., Изд-во «Просвещение», 2010.                                                                               

4.Петерсон Л. Г. Система и структура  учебной деятельности в контексте современной методологии. - М., Изд-во «Цветной мир», 2006.                                                                                                                   

5.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.– М., Изд-во «Просвещение», 2009.                                                                                                                                              

6.Петерсон, Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. - М., Изд-во «Цветной мир»,2008.                                                                                                                 

7.Петерсон Л.Г. Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., Изд-во «Цветной мир»,2009.                                                                            

 8.Петерсон Л.Г. Примерная Основная  общеобразовательная программа дошкольного образования "Мир открытий«.- М., Изд-во «Цветной мир», 2014г.                                                                                                                                       

 9.Петерсон Л.Г. Методические указания к программе  « Игралочка» - М., Изд-во «Цветной мир», 2014г.                                                                                                                                                                       

 10.Петерсон Л.Г. Система мониторинга  достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы "Мир открытий». -М., Изд. «Цветной мир», 2014г.  

11.Болотина Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.                                   

12.Микляевой Н. В. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства. – М., 2011.                                                                                                                                                                       

 13.Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников.-М., 2006.  

14.Микляева Н.В. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе. – М., 2011. 

15.Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.

Опубликовано: 12.05.2016