Внедрение технологии «Ситуация» как механизм преемственности между детским садом и начальной школой
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Никифорова Елизавета Кирилловна
Организация: МАДОУ ДС «Гнездышко»
Населенный пункт: Тюменская область, г. Новый Уренгой
Современный этап социально - экономического и научно - технического развития нашего общества выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание единой системы непрерывного образования. Эта система представляет собой сложный комплекс воспитательно - образовательных учреждений, обеспечивающий преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования. Вопросы преемственности, ее аспекты на различных ступенях образовательной системы рассмотрены в исследованиях Б.Г. Ананьева, М.П. Ашмутаут, А.Я. Блаус, С.Г. Вершловского, Ш. И. Ганелина, Б. С. Гершунского, и др.
Осуществлению преемственности в содержании, формах и методах обучения посвящены работы К.Р. Исаевой, Т.А. Плотниковой, Г.В. Быховец, Р. Наурызбаевой, С. С. Постовалова.
Согласно Федеральному закону об образовании в РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ о преемственности основных образовательных программ, необходимо реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что даст возможность устранить проблему у дошкольников, формировать предпосылки к учебной деятельности. В этом нужна помощь и поддержка не только руководства страны, но и нас – воспитателей, педагогов, администрации образовательных учреждений.
Несмотря на то, что в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России, но, тем не менее, до сих пор не определен эффективный механизм, обеспечивающий успешный переход от дошкольного к школьному уровню.
Данная тема давно и постоянно рассматривается, изучено многими исследователями и отражается в трудах русских и зарубежных педагогов. Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Но изменения, происходящие в системе образования и в обществе в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования.
Существует много форм взаимодействия детского сада и школы, но проблема преемственности до сих пор не решены, наблюдаются значительные трудности в данном направлении. И решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой, построенная на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей позволит обеспечить высокий уровень готовности ребенка к школьному обучению. Удачным решением данной проблемы для нас стала внедрение технологии «Ситуация», которая позволит придать механизму преемственности целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая между детским садом и начальной школы.
В отличие от традиционных программ, технология «Ситуация» предполагает развивать у детей:
-планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей
-видеть результат своей деятельности;
-контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;
-видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать;
- использовать знаково-символические средства.
Для педагогов:
- повысить профессиональную компетентность педагогов по владению эффективных инструментов, обеспечивающих оптимальные условия для саморазвития и успешной самореализации детей.
Для родителей:
- создания содружество «родители – дети – педагоги», способствующий успешному саморазвитию, самореализации и самовоспитанию детей.
Технология «Ситуация» соответствует требованиям ФГОС ДО.
Таким образом, задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий».
Сформированность у детей предпосылок коммуникативных УУД:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-ориентация на партнера по общению;
-умение слушать собеседника.
-умение ставить вопросы;
-обращаться за помощью;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
Сформированность у детей предпосылок регулятивных УУД:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
-умение контролировать свою деятельность по результату;
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
-умение работать по инструкции взрослого;
-умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
-умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
-умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.)
–развитие мелкой моторики рук.
Сформированность у детей предпосылок познавательных УУД
- навыки сформированности сенсорных эталонов;
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
- умение выделять существенные признаки объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
- умение производить анализ и синтез объектов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение ориентироваться в книге;
-умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
-умение находить нужную страницу;
-умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
-умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
-умение пользоваться простейшими инструментами.
Сформированность у детей предпосылок познавательных УУД
- навыки сформированности сенсорных эталонов;
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
- умение выделять существенные признаки объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
- умение производить анализ и синтез объектов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение ориентироваться в книге;
-умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
-умение находить нужную страницу;
-умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
- умение пользоваться простейшими инструментами.
Овладев универсальными игровыми действиями, дошкольник сможет безболезненно переключиться в атмосферу школьного обучения и продолжать формировать универсальные, но уже учебные действия.
Организация работы по преемственности детского сада со школой должна осуществляться по трем основным направлениям: Деятельность педагога:
- организация работы по внедрению технологии «Ситуация» в образовательную деятельность ДОУ;
- взаимопосещение открытых занятий ДОУ и уроков в начальной школе;
- участие в совместных методических мероприятиях (педсоветы, круглые столы, тренинги, семинары-практикумы, МО педагогов ДОУ и учителей начальной школы;
- встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;
- организация работы «педагогической гостиной» для родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- организацию дня открытых дверей;
- рекомендации для родителей по подготовке детей к школе.;
- посещение школьной библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы).
Деятельность детей
- экскурсии в школу детей старшего дошкольного возраста;
- участие в выставках детских работ, вернисажей;
- посещение и участие в театрализованных представлений, с участием бывших выпускников ДОУ;
- участие в проектной деятельности;
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников.
Деятельность родителей:
- участие родителей в организованных мероприятиях:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
-родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
-консультации с педагогами ДОУ и школы;
-встречи родителей с будущими учителями;
-дни открытых дверей;
-творческие мастерские;
-образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
-семейные вечера, тематические досуги;
-визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
-заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Изд-во « Просвещение»,2010.
2.Петерсон.Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., Изд-во « Цветной мир», 2007.
3.Петерсон Л. Г. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» .- М., Изд-во «Просвещение», 2010.
4.Петерсон Л. Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М., Изд-во «Цветной мир», 2006.
5.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.– М., Изд-во «Просвещение», 2009.
6.Петерсон, Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. - М., Изд-во «Цветной мир»,2008.
7.Петерсон Л.Г. Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., Изд-во «Цветной мир»,2009.
8.Петерсон Л.Г. Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Мир открытий«.- М., Изд-во «Цветной мир», 2014г.
9.Петерсон Л.Г. Методические указания к программе « Игралочка» - М., Изд-во «Цветной мир», 2014г.
10.Петерсон Л.Г. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы "Мир открытий». -М., Изд. «Цветной мир», 2014г.
11.Болотина Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
12.Микляевой Н. В. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства. – М., 2011.
13.Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников.-М., 2006.
14.Микляева Н.В. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе. – М., 2011.
15.Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.