Формирование предпосылок для овладения учащимися с нарушениями речи регулятивными универсальными учебными действиями на логопедических занятиях

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Аушева Татьяна Олеговна

Организация: МАУ ДО ЦСШ

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

          Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего  образования является формирование универсальных учебных действий. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетенции.

К сожалению, не у всех обучающихся, поступающих в школу, сформированы предпосылки для овладения универсальными учебными действиями. По данным института возрастной физиологии РАО более чем у половины детей шести-семи лет выделены факторы риска в организации деятельности, что связано с возрастной несформированностью мозговых структур, обеспечивающих регуляцию процессов активации, восприятия инструкции, программирования и контроля за протеканием психических процессов. Эти данные подтверждаются результатами диагностики, проводимой в начале учебного года. Логопедическое обследование кроме речевых нарушений позволяет выявить незрелость механизмов организации деятельности более чем у 30 % обучающихся.

Таким образом, возникла необходимость внедрить в коррекционный процесс систему работы по формированию навыков организации деятельности в качестве предпосылок для овладения обучающимися универсальными учебными действиями на уроках русского языка и чтения.

Система работы реализуется в несколько этапов.  На первом диагностическом  этапе для выявления первоклассников с незрелостью механизмов организации деятельности предлагается проба «Реакция выбора», анализируется способ называния картинок – хаотично или про программе (слева направо, сверху вниз). Для выявления обучающихся 2-3 классов анализируются письменные работы (наличие пропусков, вставок букв, нарушения границ предложения, ошибки на правила, редуцированное письмо, искажение смысла или несвязное изложение сюжета). После зачисления обучающихся на логопедические занятия данные, полученные при первичном обследовании уточняются с  помощью метода наблюдения.

На втором этапе проводится коррекционная работа по формированию навыков организации деятельности. В содержание работы входят упражнения на развитие произвольного внимания, способности понимать речевую инструкцию, умения  планировать свои действии и навыков самоконтроля. Центральными упражнениями являются различные варианты корректурных проб, работа по алгоритму, упражнения типа «Составь план»,  «Я – учитель», «Найди ошибку» и т.п. Все упражнения применяются на каждом уроке, легко сочетаются с изучаемым материалом, т.к независимо от темы логопедического занятия при выполнении заданий необходимо понять инструкцию, спланировать свои действия, вносить корректировки по ходу выполнения , осуществлять самоконтроль.

На третьем заключительном этапе подводятся итоги  работы. Используется метод наблюдения, беседы с учителями, анализ письменных работ обучающихся. Заполняется мониторинг, отражающий уровень сформированности механизмов организации деятельности – низкий, средний, высокий.

Данная система работы используется с 2009/10 учебного года. Ежегодный анализ результатов показывает, что около 74 % обучающихся  в среднем достигают высокого уровня развития навыка организации деятельности, что свидетельствует о способности ориентироваться в учебной ситуации, полноценно участвовать в работе в паре, группе, классе, ответственно относиться к результатам учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым, осуществлять самоконтроль.

Полученные навыки организации деятельности являются базой для овладения универсальными учебными действиями, обеспечивающими способность к самостоятельному усвоению обучающимися новых знаний и умений.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителей/ под редакцией А.Г. Асмолова. М.Просвещение 2010.
  2. Сорокина Н.А. Развитие у детей раннего, дошкольного и школьного возраста контроля и программирования деятельности. В.Секачев, 2010.
Опубликовано: 25.04.2016