Влияние оптимизации труда преподавателей, путем раскрытия потенциала программы Excel (мой офис) и облачных сервисов, на грамотность обучающихся

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Бучин Роман Александрович

Организация: Пензенское подразделение КУЦПК

Населенный пункт: Пензенская область, г. Пенза

Оптимизация труда преподавателей сегодня является одной из самых актуальных тем в сфере образования. Использование искусственного интеллекта, облачных сервисов, раскрытие потенциала установленных на компьютеры программ при автоматизации отчетной документации  имеет большое значение для повышения эффективности учебного процесса и обеспечения качественной подготовки кадров.

 

Цель: оптимизация рабочего процесса.

Задачи:

  1. Автоматизация процесса заполнения и расчета бланков.
  2. Минимизация ошибок: повышение точности и скорости заполнения чек-листов.

 

Автоматизация процесса заполнения и расчета бланков контроля знаний (аттестации) обучающихся

Ни для кого не секрет, что для проверки уровня усвоения обучающимися материала современные программы предусматривают проведение промежуточной аттестации (или контроля знаний). Для этого в конце каждого модуля проводится тестирование. Для чего могут быть использованы различные программы, но все их объединяет одно – оформление преподавателем бланков отчета.

Одним из элементарных примеров оптимизации труда преподавателей в этом направлении является использование разработанных мной в программе «Ехcеl» («Мой Офис», «Яндекс. Документы (Таблица)» и т.д.) автоматизированных бланков контроля знаний обучающихся. Данные бланки позволяют работать с любыми системами тестирования. А для их оформления преподавателю достаточно скопировать результаты в таблицу на первой вкладке (рис.1).

Рисунок 1. Пример бланка-отчета по результатам тестирования

Остальные параметры на прочих вкладках, после копирования результатов на первую вкладку, рассчитаются и заполнятся автоматически «Ехcеl» (или «Мой Офис») (рис.2).

Рисунок 2. Пример автоматического расчета и заполнения

После чего выбрать вкладку с необходимым видом контроля знаний и распечатать ее (рис.3).

Рисунок 3. Выбор вкладки

Разработка специализированных приложений для их создания, в данной ситуации не целесообразна, так как формы бланков меняются в зависимости от изменений в нормативной документации и требований отдельно взятого подразделения и ревизора. А их пересылка, при этом,  между компьютерами организации будет ограниченна (необходимы права администратора). Таким образом, для создания автоматизированных бланков оптимальным вариантом является «Ехcеl» (или «Мой Офис»). Следовательно, каждый преподаватель, имея минимальные навыки владения данной программой, сможет создать необходимый ему бланк.

Применение этих бланков может значительно сократить время, затрачиваемое на подсчет и анализ результатов промежуточной аттестации (минимум на 50%), а также повысить точность расчетов путем исключения человеческого фактора.

Автоматизация процесса заполнения и расчета чек-листов

Оценка выполнения обучающимися практических работ, при помощи чек-листов, является неотъемлемым процессом современного обучения.

Чек-листы, для оценки выполнения практических работ, могут содержать неограниченное количество действий, что приводит к большим временным затратам на определение итоговой оценки преподавателем. А она определяется в зависимости от набранного количества процентов за правильно выполненное действие. Таким образом, автоматизация данного процесса играет важную роль в современной образовательной системе.

Для достижения поставленной цели, я разработал универсальный шаблон в программе «Ехcеl» («Мой Офис», «Яндекс. Документы (Таблица)» и т.д.). На его основе любой преподаватель может формировать чек-листы под любые методические рекомендации. Она позволяет экономить до 100% времени преподавателя при подсчете оценки работы как одного обучающегося, так и всей группы.

Для проведения практической работы необходимо заблаговременно сформировать чек-лист.  Для этого достаточно из методических рекомендаций скопировать тему и задания в шаблон, а также удалить лишние строки из него. Вместо ручной проверки и заполнения, преподаватели могут быстро пройти по чек-листу, отмечая выполнение каждого критерия, получив процент выполнения и окончательную оценку автоматически. Это высвобождает время для более глубокого анализа работ обучающихся и обратной связи (рис. 4).

Рисунок 4. Пример автоматического подсчета результатов выполнения практической работы

Автоматизированные чек-листы способствуют повышению объективности оценки. Поскольку критерии заранее определены и стандартизированы, а так же исключена ошибка преподавателя при подсчете.

Кроме того, они позволяют, сократить временные затраты преподавателя на создание и заполнение чек-листа, путем автоматического сокращения ФИО и заполнения списка обучающихся. Для этого преподаватель переходит на вкладку «список», копирует ФИО обучающихся всей группы из телеграммы или приказа о зачислении, и помещает его в графу «ФИО обучающегося». Программа автоматически произведет сокращение и заполнит все чек-листы находящихся в данном файле. Таким образом временные затраты  преподавателя сократятся в несколько раз (рис. 5).

Рисунок 5. Вкладки

Работа с чек-листами созданными в «Ехcеl» (или «Мой Офис») может осуществляться с использованием различных девайсов (планшета, компьютера, и т.д.). А при работе с чек-листами, сформированными при помощи облачных сервисов (например, «Яндекс. Документы»),  заполнение может осуществляться при помощи девайсов удаленно.

Таким образом, раскрытие потенциала, недооцененной в кругах преподавателей, программы «Ехcеl» (или «Мой Офис»), как и использование облачных сервисов для оптимизации труда преподавателей имеет огромное значение для современного образования. Это позволит значительно повысить эффективность учебного процесса, а также сократить временные затраты преподавателей, что в итоге способствует повышению качества обучения в учебных заведениях.

Опубликовано: 07.04.2024