Статья «Развитие познавательной инициативы у детей через лабораторию по природе»

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Яковлева Екатерина Михайловна

Организация: МБДОУ ЦРР ДС № 10 «Кырачаан ымыылар»

Населенный пункт: Республика Якутия (Саха), с. Бердигестях

В детском саду одним из главных является познавательное развитие дошкольников через детскую экспериментальную деятельность. Дети всегда с увлечением и большим интересом ведут научную работу, проводят опыты и изучают явления и свойства объектов окружающего мира. А результаты своей работы фиксируют в дневниках наблюдений. Для ребят это очень важно так как они получают таким образом практический результат своей деятельности. У нас есть  «Научная лаборатория», которая будет знакомить детей с объектами неживой и живой  природы.

Наша лаборатория состоит из двух блоков:

1. Комплект для экспериментирования. Мои первые опыты: вода и воздух. В этом блоке есть 14 тем и по каждым темам имеются 2 опыта.

2. Комплект для экспериментирования. Мои первые опыты: Изучаем природу. В этом блоке есть 15 тем по 1-3 опыта в каждой теме. Эти Наборы для экспериментирования включают в себя необходимый комплект оборудования для эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей в старших группах в соответствии с требованиями ФГОС. В каждом опыте есть карточки и дети самостоятельно выполняют опыты.

Наша Лаборатория с одной стороны позволяет привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. А с другой стороны позволяет ребенку стать полноценным самостоятельным исследователем, главным действующим лицом.

Организация такой лаборатории дает нам возможность:

  • работать с детьми небольшими подгруппами (одновременно в лаборатории может находиться до 10 детей);
  • использовать материалы, которые не используются в группе при большом количестве детей;
  • не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»).

Опыты и эксперименты мы подобраны так, чтобы они были доступны и понятны детям, не требовали сложного оборудования и безопасны. Вначале опыта рассказываю ситуацию, для постановки цели и задачи опыта. Затем с помощью карточек дети сами выполняют поэтапно опыт и в конце видят результат. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Результатом деятельности становится ведение научного дневника, где результаты опытов фиксируются в виде определенных символов и схем.

В лаборатории вместе с детьми придуманы и оформлены правила поведения и соблюдается техника безопасности. Работа в лаборатории рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Время проведения опыта 20-25 минут.

Опубликовано: 23.03.2024