Специфика работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Рогалевич Людмила Васильевна

Организация: ЛГ МАДОУ Д/С №2 «Белочка»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Лангепас

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.

Свой первый экономический опыт ребёнок получает в семье. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи и многое другое.

Поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями). Как и любой важный процесс в воспитании дошкольников, данный опирается на поэтапность своего построения. На всех этапах данной работы важно единая целенаправленность подходов к решению проблем экономического характера в домашних условиях и в дошкольном учреждении.

Перед педагогами стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребёнком основ финансовой грамотности. Важно сформировать у родителей понимание того, что важно помочь ребенку разобраться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения материала и личностного развития. В этом случае можно рекомендовать проводить беседы о том, кто и как зарабатывает деньги в семье, как формируется семейный бюджет, как он распределяется, как рационально потратить деньги для всех членов семьи, что такое накопления и экономия семейного бюджета, как научиться экономить деньги. Сотрудничество с родителями поможет понять ребенку основы рационального отношения к финансам именно в семье.

В своей работе мы используем такие формы работы по работы с родителями, как: информационно-аналитические, познавательные, наглядно-информационные, досуговые.

Информационно-аналитические методы :

Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий, консультации.

Все эти методы направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Познавательные методы:

• общие родительские собрания;  (Например: Родительский час «Финансовая грамотность дошкольников», «Уроки финансовой грамотности», «Что такое семейный бюджет?»);

•мастер-классы, консультации и индивидуальные беседы; (Например: «Полезные экономические навыки» «Формы работы с детьми по финансовой грамотности»;

Консультация «Формирование экономических навыков в семье»);

• Создание предметно-пространственной среды, (Например: «Леп-бук в работе с детьми по формированию экономической и финансовой грамотности».

• семейные проекты. (Например: «Бюджет семьи», создание альбома «Семейные профессии».

Данные методы и приемы работы направлены на ознакомление родителей с особенностями экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные методы:

• Тематические стенды, папки-передвижки. ( Например: Брошюра «Карманные деньги», «В магазин с ребенком»);

• Буклеты (Например: «Перечень рекомендованных к просмотру детьми мультфильмов по экономическому воспитанию», «Как научить ребенка считать деньги»);

• Памятка для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье».

• Фотовыставки; Изготовление газет: «Мамин помощник», «Что я экономлю, берегу дома».

• Проведение маршрутов выходного дня:

Поход в банк, торговый центр, музей… Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей и воспитателей. Важно, чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.

• Проведение встречи с интересными людьми:

Финансисты, представители страховой компании, бизнесмены… Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.)

Целью данных методов является – знакомство родителей с условиями, содержанием и методами экономического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, умение пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.

Досуговые:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

По данному направлению можно организовать:

• Праздники, развлечения, акции,

• Выставки, ярмарки, экскурсии,

• Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя», в викторинах и т. д.

• Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».

«Брейн-ринг». В игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос, начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает версию

• Образовательный веб-квест (интернет-проект) – это созданный педагогом сайт в Интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную деятельность. В процессе прохождения веб-квеста дети и родители смогут проверить свои знания в области экономики и финансов путём выполнения заданий различных типов.

• Семейный финансовый фестиваль – популярный сегодня стиль городского мероприятия, собирающего активную, продвинутую и заинтересованную в новых впечатлениях и знаниях аудиторию. Азы финансовой грамотности доносятся до участников через совместное творчество родителей и детей, предусмотрены разнообразные квесты и настольные игры, где каждый может применить полученные знания на практике и показать себя настоящим магистром семейного бюджета. Участие в фестивале позволяет юным участникам научиться правильно распоряжаться деньгами и избежать финансовых ошибок в будущем, а взрослым – улучшить собственные знания в сфере личных и семейных финансов и наладить коммуникацию с детьми через совместное творчество.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Объединение двух форм экономического воспитания: семейного и дошкольного, двух аспектов поведения детей – условного и реального, дает положительный результат в области экономического воспитания и развития детей.

 

Литература:

  1. Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г.Москва, 2002год.
  2. Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г.Санкт-Петербург, 2001год.
  3. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Опубликовано: 27.02.2024