Использование учебных ситуаций на образно-эмоциональной основе как средство формирования положительной мотивации школьников на уроках музыки

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Магдеева Гульнара Эньверьевна

Организация: МБОУ «Губернаторский лицей № 100»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Каких-то пол столетия назад ученики на уроках внимали каждому звуку, шедшему от учителя. И думать о том, как удержать это внимание, особо-то и не приходилось. Достаточно было попросить не отвлекаться. Иное дело теперь, когда каждый учитель на своём предмете буквально борется за учеников, за их внимание, старается быть современным и плыть на одной волне с подрастающим поколением.
Как повысить мотивацию к обучению на уроках музыки? У каждого педагога есть свои секреты, особенно если это опытный учитель. Но музыка это тот предмет , где немалую роль играет эмоциональное восприятие материала.
Я хочу рассказать об учебных ситуациях на образно-эмоциональной основе как средстве повышения мотивации к обучению, которые я использую в своей практике.
Очень часто ребята переступают порог кабинета со скучными безразличными, а может уставшими лицами. И бывает тяжело завести их на нужную волну. И уговоры быть активными порою бесполезны. Нужен какой-то щелчок, который привлечёт и внимание, и интерес детей. Таким щелчком может быть необычная интеграция на уроке или нестандартно начатый урок.
Однажды второклассники пришли на урок музыки и были удивлены присутствием там предметов живописного искусства: краски , кисточки, мольберт, картины. А вопрос учителя «любите ли вы рисовать?» заставил даже самых ленивых и равнодушных поднять глаза и сосредоточиться. И дальнейшее сравнение красок художественных и музыкальных заставляло учеников находиться в постоянном активе, размышлять и анализировать. А заключительное творческое задание на создание собственного шедевра с использованием художественных красок, но основываясь на музыкальных запомнится им надолго. На данном уроке я использовала учебную ситуацию на образно-эмоциональной основе: дети видели образ, воссоздающий художественную мастерскую, который подталкивал их на размышления; а также включила в план урока собственную презентацию по музыке Петра Ильича Чайковского. А по окончании урока я провела анализ эмоционального состояния на начало и конец занятия: подсчёты были в пользу положительных эмоций.
Такие учебные ситуации можно создавать как в начале урока, таким образом ставя перед детьми задачу(контрольный вопрос, ответ на который они должны дать в конце занятия) или на протяжении всего урока.
Вот ещё один пример из личной практики.
Первый класс, тема «Моя Россия».
Тема достаточно сложная для малышей, поэтому нужен был особый подход в преподношении материала. И этот урок я начала с просмотра фрагмента мультфильма. На предложение учителя вместе посмотреть мультик ребята отреагировали бурными аплодисментами. Но я преследовала свои цели. Герой фильма исполнял песню о родимой стороне, и, просматривая кадры, дети прониклись сочувствием к нему, его тоске вдали от родины. Следующий вопрос: «а вы грустите, когда уезжаете далеко от дома, от родных мест?» заставил малышей задуматься, а что такое родные места? И какие ещё можно составить слова с корнем «РОД». Исполнение песни о родине, участие в игре «Родники и река» подвели нас к беседе о красоте своего края. На данном уроке ребята использовали домашнюю заготовку: я попросила нарисовать на альбомном листе самое дорогое и любимое. Кто-то рисовал маму, кто-то любимую игрушку, а кто-то достопримечательные места города: свою улицу, двор, друзей. У каждого человека своё понятие родины и малыши не всегда могут правильно сформулировать это для себя. И я попробовала с помощью коллажа составить портрет «СВОЕЙ РОДИНЫ». И в конце урока мы увидели на доске карту России, заполненную рисунками ребят, ведь родина это то, что нам дорого.
На данном занятии первоклашек было эмоциональное включение в урок путём просмотра фрагмента любимого мультика в самом начале встречи и составление собственной карты родины в завершающей части урока.
Как ещё можно зажечь огонёк в глазах детей?
Во многих школах не сохранились музыкальные инструменты, в том числе и народные. Но когда учитель может использовать на занятиях игру на шумовых инструментах, радости детей просто нет предела. Они с великим удовольствием берут в руки народные инструменты и в коллективном исполнении ощущают свою причастность к музыкальному искусству. Очень переживают, если инструментов не хватает всем желающим. И хорошо, что сейчас в продаже появляются народные инструменты, пусть даже виде детских игрушек, но это хоть какие - то наглядные пособия. Такие уроки детям запоминаются надолго.
Очень любят ситуации на эмоциональной основе старшеклассники. Это и просмотр фрагментов опер, балетов, выступлений эстрадных групп, картин великих художников и создание собственных презентаций. Взрослые ребята с удовольствием создают музыкальные презентации и фильмы по творчеству композиторов и особенно любимых эстрадных групп.
Внедрение нового государственного стандарта в образование позволяет нам широко использовать проектную деятельность.
Чего я жду, используя такие учебные ситуации - это найти эмоциональный отклик в душе ребёнка на созданный образ, а уж затем развитие познавательного интереса и потребности в учебной деятельности. Такие ситуации способствуют поддержанию положительной эмоциональной атмосферы на уроке и развивают у детей стремление к самостоятельному поиску новой информации.
В завершении хочется сказать, что педагог творческий , пытливый, ищущий всегда, независимо от спущенных сверху указаний, искал свои пути к детским сердцам и душам. И многое, что сейчас преподносится как установка к действию, было для него нормой всегда, потому что педагогика и творчество «шагают» рядом, потому что дети- это очень тонкая субстанция: можно зажечь, а можно и погасить огонёк в глазах.

 

Используемая литература:

  1. Бабанский. Ю.К. Оптимизация процесса обучения[Текст] / Ю.К. Бабанский. – Ростов н/Дону: РГПИ, 1972. – 347 с.
  2. Божович.Л.И. Проблема развития мотивационной сферы // Изучение мотивации детей и подростков [Текст]/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1972. – С. 7 – 45.
  3. Щукина.Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб.пособие для студентов пед. институтов[Текст]  / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. – 160 с.
Опубликовано: 22.02.2024