Преподавание истории в школе: проблемы и перспективы

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Черданцева Татьяна Андреевна

Организация: КГБОУ АКПЛ

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

В настоящее время преподавание истории в школе требует модернизации методики и приемов, которые используются на уроках, что позволит повысить политическую культуру учеников. Преподавание истории в школе требует от учителя творческого подхода, особенно в выборе методических приемов и средств, наглядного материала и использования аудио- визуальных средств. При этом одним из наиболее весомых приоритетов становится формирование творческого и критического мышления учащихся, ориентировка не столько на знание, сколько на усвоение учащимися опыта самостоятельной работы. Очевидно, что одним из средств развития личности учащегося в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации учащегося на уроках истории является учебно - исследовательская деятельность, которая должна включать в себя постановку творческих, исследовательских задач и научное, поэтапное решение. Учитывая изложенное, подбор правильной методики преподавания, использование инновационных технологий при преподавании такого учебного предмета как «История» и обусловили актуальность заявленной темы.

Целью статьи является выявление проблемных вопросов преподавания истории в школе, а также обозначение перспективных направлений преподавания.

Как показывает анализ состояния школьного исторического образования, существуют определенные проблемы в практике обучения истории в школе:

1) недостаточный уровень разработки со- держания компетентностей учащихся, формирующихся в обучении истории в школе;

2) отсутствие определения психолого-педагогических и методических условий формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся;

3) нерегулируемость отбора и применения форм, методов, технологий и средств обучения, которые должны оптимально решать задачи компетентностного обучения;

4) отсутствие разработанных подходов к оценке учебных достижений учащихся в качестве составляющей учебного процесса;

5) неготовность большинства учителей к полноценной реализации компетентно  ориентированного обучения.

Умение учащихся размещать исторические факты и объекты во времени – это обязательное умение, формируемое в процессе изучения истории.

Деятельность по изучению и использованию хронологии должна быть органическим элементом в общей системе обучения истории, она должна быть спланирована на всех этапах учебного процесса [1, c. 93].

При преподавании истории педагог должен направлять деятельность учащихся на умение ориентироваться в историческом времени, рассматривать общественные явления в развитии и конкретных исторических условиях определенного времени, сопоставлять

исторические события, явления с историческими периодами (эпохами), ориентироваться в научной периодизации истории, а также использовать периодизацию в качестве способа познания исторического процесса.

Преподавание истории должно носить диалогический характер в форме:

а) диалога ученика с учителем;

б) диалога ученика с учебником; в) диалога ученика информационными системами в сети Интернет.

Можно выделить четыре основные группы источников по исследованию вопроса научно- методического обеспечения школьного исторического образования:

  1. Архивные материалы.
  2. Нормативные правовые акты.
  3. Специализированная печатная продукция.
  4. Образовательная периодика. Особенности преподавания истории в школе ставит перед учителем следующие задачи, решение которых позволит не допустить возникновения трудности при преподавании:

− учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;

− обучать школьников сотрудничеству в выполнении групповых заданий;

− формировать коммуникативные умения учащихся;

− формировать рефлексивные компоненты учебной деятельности: планирование, анализ, контроль, оценку;

− стимулировать нравственные переживания взаимного обучения [2, c. 74].

В преподавании истории учителю необходимо более смело заимствовать как передовой отечественный опыт, так и опыт других стран.

Достаточно результативны такие приемы активизации работы учеников на уроках истории, как самостоятельное формирование проблемных вопросов, анализ на основе усвоенного понятийного аппарата, актуальных проблем исторической науки, постановка и обсуждение в рамках темы урока вопросов, волнующих самих учащихся, в решении которых они наиболее заинтересованы. Все это развивает у учащихся творческий подход к изучению, освещению и усвоению вопросов соответствующей темы урока.

Новая методика преподавания истории в школах требует обеспечения соответствующей учебно-методической литературой [3, c. 59].

Важной предпосылкой для усвоения исторического знания учащимися является пробуждение у них интереса к содержанию учебного материала, положительному отношению к обучению. Надо, чтобы учащиеся не только были заинтересованы интеллектуальной работой, которую нужно выполнить с це- лью реализации той или иной задачи познавательного характера, но и стремиться при этом приобрести определенные умения и навыки.

Для этого учителю истории необходимо по- добрать и систематизировать соответствующий материал, организовать работу над ним так, чтобы не снижалась интеллектуальная деятельность школьников. При таком отношении к работе учитель, постепенно усложняя задачи, воспитывает у школьников уверенность в себе, обеспечивает неуклонное продвижение отстающих в обучении детей до уровня средних и лучших школьников [4, c. 108].

Поэтому при подготовке к урокам учителю истории необходимо продумать нагрузку для каждого ученика в зависимости от его развития и способностей, ставить такие индивидуальные задачи, которые могут вызывать интерес как у лучших учащихся, так и у отстающих.

В этой связи на современном этапе поиски новых форм индивидуализации обучения осуществляются в рамках всестороннего стимулирования способностей каждого обучающегося с учетом его интересов, мотивов, разницы в интеллектуальной, эмоционально-волевой, действенно-практической сферах.

Историческое образование должно активно способствовать формированию гармонично развитой и целостной личности школьника, способной к самостоятельному мышлению, общественному выбору и деятельности, направленной на процветание страны. Непосредственно учителя истории должны сосредоточить свое внимание на обеспечении воспитания личности, которая осознает свою принадлежность к народу, способствовать развитию и обогащению культурно-исторических традиций, воспитанию культуры межэтнических и межличностных отношений, формированию навыков самостоятельного научного познания личности [5, c. 271].

Таким образом, совершенствование исторического образования происходит в рыночных условиях развития экономики, что требует существенных изменений государственной образовательной политики на том или ином этапе ее реализации, постоянной ее корректировки и т.п. При преподавании истории в школе учителя должны обеспечить индивидуальный подход к школьнику, учитывая при этом национально-культурные особенности государства. Также необходимо обеспечить диалог на уроке между школьниками в це- лях закрепления изученного материала.

 

 

Литература:

1.Алексашкина Л.Н. Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике: пособие / Л. Н. Алексашкина. – М.: Русское слово, 2018. – 270 с.

2.Вяземский Е.Е. Актуальные проблемы преподавания истории в различных типах образовательных организаций. Коллективная монография. Ч. 8 / Отв. ред. Л.В. Алексеева. – Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. – 134 с.

3.Кружалина А.А. Методика преподавания истории России в школе в условиях ФГОС третьего поколения: учебное пособие / А.А. Кружалина. – Иркутск: Оттиск, 2021. –121 с.

4.Навойчик Е.Ю. Инновационное проектирование процесса преподавания истории и обществознания в школе: учебное пособие / Е.Ю. Навойчик. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. –194 с.

5.Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учебное пособие / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 475 с.

Опубликовано: 02.01.2024