Финансовая компетентность педагога как элемент формирования финансовой грамотности обучающегося

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Черданцева Татьяна Андреевна

Организация: КГБОУ АКПЛ

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Последние несколько лет наблюдается тенденция повышенного спроса на образовательные услуги в сфере финансовой грамотности. Особенно актуально финансовое образование молодого поколения, целью которого является содействие принятию грамотных решений и повышение финансовой безопасности молодежи. Повышение финансовой грамотности молодого поколения является сферой ответственности государства, семьи, бизнеса, актуальной задачей современного образования. Финансовая грамотность является не совокупностью дополнительных знаний для тех, кто желает улучшить свое материальное благосостояние, а актуальными и необходимыми финансовыми и социальными компетенциями для любого современного человека.

Понятия «финансовая грамотность» и «финансовая компетентность» являются междисциплинарными категориями. Их исследованием занимаются экономика, социология, экономическая социология, педагогика. В литературе существуют различные трактовки «финансовой грамотности»: например, определенная форма знаний, способность или навык применять это знание, и кроме этого – разумное финансовое поведение, а также финансовый опыт. Заметно расширение понятия «грамотности» до «компетентности». Первое определение относится именно к грамотности в её прямом значении (financial literacy), второе говорит о финансовой компетентности (financial capability). Грамотность делает акцент на знаниях, компетентность – на применении знаний на практике. Нередко эти два понятия используются как синонимы .Одним из современных звеньев государственной образовательной политики в нашей стране стало формирования финансовой культуры, что заметно проявилось на уровне поддержки федеральной программы повышения финансовой грамотности населения двумя ключевыми государственными институтами – Министерством финансов и Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2013 г. Россия приступила к разработке национальной стратегии финансового образования в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализация которого была начата Правительством РФ.

Уже в мае 2017 г. был опубликован проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017—2023 гг.». В тексте документа отмечается, что «уровень финансовой грамотности и в целом финансовой культуры в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон», а «низкий уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и использованием финансовых инструментов», является одной из особенностей финансовой культуры россиян. Нельзя не отметить, что разработка национальной стратегии повышения финансовой грамотности осуществляется без учета системного подхода. Так, в ней идет речь о создании механизма повышения финансовой грамотности населения, но эта работа неувязывается с имеющимися программами подготовки экономистов и финансистов в образовательных организациях высшего и среднего специального образования, то есть там, где происходит формирование соответствующих профессиональных компетенций. В итоге создание системы формирования финансовой грамотности не обеспечит непрерывности и преемственности финансового просвещения, и тем более не будет создана единая система формирования финансовой культуры населения, поскольку укрепление финансовой грамотности и формирование профессиональных финансовых компетенций будут существовать без взаимосвязи, разрозненно, не имея общих целей и задач. Для повышения мотивации, как учащихся, так и преподавателей предусматриваются профессиональные конкурсы и тематические олимпиады. Соглашение между министерством и Банком России станет основой для региональных соглашений, потому что финансовая грамотность будет встроена в образовательные стандарты всех уровней. Таким образом, просветительская работа правительства по улучшению знаний населения о современной экономике выходит на новый уровень, и финансовая грамотность становится неотъемлемым элементом одного из основополагающих институтов общества – системы общего образования. В федеральных образовательных стандартах среднего общего (полного) образования (ФГОС СОО) прямо говорится: «выпускник должен ... уметь реализовать собственные жизненные планы, лично участвовать в решении государственных и общенациональных проблем, осознавать социально-экономические процессы в обществе». Учебно-методические разработки по финансовой грамотности направлены также на формирование специфических компетенций, которые отвечают за эффективность финансового взаимодействия ученика с обществом в различных финансово-экономических ситуациях. Формирование финансовой грамотности ученика необходимо рассматривать как педагогическую технологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Успех в достижении этого результата, зависит от степени использования в процессе обучения новых образовательных технологий, ориентированных на получение практико-ориентированных знаний и формирование соответствующих компетенций.

Огромная роль в формировании финансовых знаний, финансовой грамотности населения должна отводиться учителю общеобразовательной организации. В апреле 2016 года в НИУ ВШЭ был создан «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». Деятельность центра направлена на создание в стране кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций, а также эффективной инфраструктуры по поддержке деятельности педагогов по распространению финансовой грамотности. Помимо Федерального центра в рамках программы также создано 15 региональных методических центров (РМЦ). РМЦ должны ответить на два основных вопроса: что конкретно собираются детям преподавать в рамках курса финансовой грамотности, и кто это будет делать.  Другим аспектом деятельности РМЦ по развитию финансового образования в Российской федерации является работа с руководителями образовательных организаций. Во многом именно от осознания руководящим составом школы важности и необходимости интеграции курса финансовой грамотности в учебные планы своей организации зависит успешность реализации проекта.

 Кроме этого при поддержке Банка России педагогическим работникам и специалистам, занимающимся преподавательской деятельностью в рамках повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, предоставляется возможность для совершенствования профессиональных навыков и компетенций. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» совместно с Банком России проводит обучение для тьюторов и преподавателей по программе финансовой грамотности. Целью обучения является подготовка педагогических работников к формированию знаний, умений и социально-психологических характеристик различных категорий обучающихся, которые определят в будущем их способность и готовность выполнять различные социально-экономические роли: владельца личного домохозяйства, инвестора, заемщика, кредитора, налогоплательщика. Особенность обучения в Академии – обучение различных категорий педагогических работников, среди которых учителя начальных классов,

учителя - предметники, педагоги среднего профессионального образования, педагоги дополнительного образования, воспитатели, методисты и другие.

Учителя представляют возможным формирование грамотного финансового поведения школьников даже в рамках только основных предметов. Однако для успешного воплощения проекта необходима не только личная мотивация педагога, но и заинтересованность участников образовательного процесса на всех ступенях. Интересно, что была выявлена следующая тенденция: руководители образовательных организаций, которые также посещали организованные семинары наряду с непосредственными преподавателями, гораздо лучше понимают необходимость внедрения программ по финансовой грамотности в своих образовательных организациях.

 Для того чтобы изучение основ финансовой грамотности реально вошло в массовую практику школ, недостаточно усилий педагогов – энтузиастов. Требуется продуманная система подготовки учителей в масштабе страны. Главный акцент должен быть сделан на формировании ключевых компетенций в сфере личных и семейных финансов. Какие бы формы повышения квалификации учителей не использовались, важно, чтобы подготовка носила комплексный характер и включала, по меньшей мере, три компонента: 1) углубление знаний учителей в области финансов, овладение кругом базовых понятий, понимание взаимосвязей и взаимозависимостей финансовых явлений и процессов (эта составляющая особенно важна с учетом того, что большинство педагогов, раскрывающих эти сюжеты в рамках обществоведческого курса, не имеют базовой экономической подготовки); 2) ознакомление педагогов с материалами по финансовой грамотности, широко представленными на различных Интернет-ресурсах (например, порталы «банки.ру», «вашифинансы.рф», «хочумогузнаю.рф»), показ возможностей их использования на уроках и во внеурочной деятельности; 3) обучение использованию практико-ориентированных технологий в работе со школьниками, включая игровые формы, практикумы, методы проектирования и моделирования. Необходимо понимать взаимосвязь преподавания финансовой грамотности на всех ступенях школьного экономического образования, поэтому идея создания проектной команды (Педагог начальной школы – Педагог основной школы – Педагог средней школы) представляется перспективной для обеспечения непрерывного образования школьников от начальной до старшей школы. Для успешной реализации своего потенциала педагогу необходимо иметь возможность для создания собственного курса, метапредметных уроков или других мероприятий по финансовой грамотности, а также регулярно участвовать во встречах и конференциях с экспертами, реализовывать собственные проекты по финансовой грамотности, иметь открытый доступ к образовательным мероприятиям и материалам. Профессиональная программа подготовки сможет в полной мере удовлетворить эти запросы. Это неотъемлемая часть не только аттестации педагога, но и ресурс его преподавательской деятельности. Профессиональная подготовка учителей по финансовой грамотности должна иметь единые стандарты и требования к предполагаемым результатам. На данный момент существует множество различных курсов, дидактических материалов, которые необходимо систематизировать и обобщить. В последние годы уже сделан ряд шагов в этом направлении. Нужно рассматривать повышение квалификации педагогов как фактор роста финансовой грамотности молодежи. Знания и навыки, получаемые в рамках курсов повышения квалификации, одинаково необходимы как педагогу, так и ученикам. Только финансово грамотный и компетентный учитель способен воспитывать финансово грамотных и компетентных граждан России. Совершенствование системы преподавания экономическо - финансовых дисциплин с целью повышения финансовой грамотности молодежи должно стать приоритетным направлением образовательной политики государства.

 

Литература:

1. Абросимова О.М. Проблемы повышения финансовой грамотности населения в образовательных организациях // Научные записки молодых исследователей. 2017. No6 – С. 15 – 18

2. Дорожная карта мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций. Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс] //

3. Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. No 8 – С. 129 – 148. 4.Лазебникова А.Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1. No 2 (37). С. 22 –30. 5.Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки ТГУ. 2014. No 2 (28). – С. 173 – 175.

Опубликовано: 30.12.2023