Формы работы с родителями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Гасанова Эсли Рамазановна

Организация: КОУ Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ

Населенный пункт: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, с. Леуши

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке умственно отсталых детей к жизни и к труду.

Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия”. Семья – это социальная и духовно-нравственная основа общества, именно поэтому без семьи невозможно существование, как самого общества, так и государства. Важнейшими социальными институтами и партнерами, содействующими личности в сохранении морально-нравственного облика, развитию духовности, являются семья и образовательные организации. По мнению С.Д. Забрамной: “Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных качеств обучающихся, особую роль в развитии играют родители как субъекты образовательного процесса.

В связи с этим в образовательном учреждении необходимо создать такие психолого-педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей, которые обеспечат формирование ценностного отношения к семье. При этом семья и школа должны рассматриваться как единое педагогическое пространство в воспитании ребенка. Объединение усилий родителей и педагогов создает благоприятные условия для развития личности ребенка.

Такими условиями являются:

  1. Организация комплексного подхода к семейному воспитанию (изучение семей учащихся, положение детей в семье и условий их жизни, изучение микроклимата семьи, стиля взаимоотношения детей и родителей и т.п.).
  2. Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания (осуществлять психолого-педагогического воспитание родителей и оказывать просветительскую деятельность по повышению компетентности в вопросах воспитания и общения с ребенком, сотрудничество с социально-психологической службой школы, системное проведение родительских собраний,
  3. Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей (проведение совместных мероприятий, поощрение личной инициативы родителей, участвующих в жизни классного коллектива и школы-интерната, организация взаимного творчества учащихся и родителей, консультаций, бесед).  

Основные направления совместной деятельности школы и родителей:

  • Организация диагностической работы по изучению семьи;
  • Психологическая поддержка семьи;
  •  
  • Повышение осведомленности родителей об особенностях развития специфических образовательных потребностях ребенка;
  • Обеспечение участи семьи в разработке индивидуального образовательного маршрута;
  • Обеспечение единства требований к обучающему в семье и школе.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют свои определенные трудности и проблемы:

  • родители стыдятся особенностей ребенка, излишне его оберегают. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, встревожен;
  • родители постепенно делают вывод о безвыходности состояния ребенка и перестают проявлять к нему каких-либо знаков внимания и заботы;
  • родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают, что он не хуже других. Такие родители постоянно предъявляют к нему завышенные требования. Подобное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

Следует отметить, что семьи, имеющие ребенка с интеллектуальными нарушениями, на протяжении жизни переживают различные этапы и по- разному воспринимают ребенка и его состояние. Такие «взлеты» и «падения» могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными причинами. Здесь важна психологическая и социальная поддержка, чтобы помочь семье легче преодолеть эти состояния.

В работе с родителями необходимо сформировать у них представления о собственном ребенке как о личности, имеющей свое, особенное восприятие окружающего мира и мировоззрение.

Родителям следует воспринимать ребенка естественно, позволить бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. В этом случае ребенок будет чувствовать себя уверенно, счастливо, воспринимать себя таким, как все.

Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки. Развитие ребенка во многом зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном воспитании, правильности воспитательных воздействий. Характер сотрудничества учителей и родителей должен отвечать определенным требованиям. Совместные усилия по воспитанию ребенка с умственной отсталостью предполагают их взаимное уважение, внимательное и тактичное отношение друг к другу. Взаимное уважение включает и взаимное доверие: регулярный обмен правдивой информации о ребенке, уверенность в том, что предпринимаемое обеими сторонами меры отвечают интересам особого ребенка.

Наиболее общими направлениями, по которым должно идти воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, являются:

  • определение оптимальных отношений к ребенку родителей и других членов семьи;
  • регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами;
  • специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребенка;
  • организация систематического обучения детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков;
  • содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных  перед ним.

Наиболее эффективными формами работы с родителями обучающихся с умственной отсталостью:

Посещение семьи - Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни учащегося. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношениях к родителям, школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Индивидуальные тематические консультации-   Часто в решении какой-либо сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учащегося. Консультации с родителями полезны как для них самих родителей, так и для учителя. Родители получают реальные представления о развитии личности  ребенка, усвоении программного материала, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Принципы успешного консультирования – доверительное отношение, взаимоуважение, заинтересованность и компетентность.

Переписка с родителями - Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе. Главное условие переписки – доброжелательный тон и радость общения.

Родительское собрание - Форма анализа, осмысления опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, классные, тематические, общешкольные (или по параллелям).

Групповое консультирование -   Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей. В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми. На групповых консультациях общепедагогические положения рассматриваются в конкретном приложении к определенным частным случаям.

Наглядная педагогическая пропаганда - Позволяет познакомить родителей вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс. Родители с удовольствием рассматривают работы детей, представленные на

выставках детского творчества.

Дни открытых дверей (открытых занятий) - Организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе.

Лекции -  Форма  психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам учитель- воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

Родительский лекторий- Способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого- педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей.

Важное значение в организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей являются в большей степени не коллективные формы работы, а групповые и индивидуальные. Например, проведение родительского лектория помогает педагогу и родителям найти точки соприкосновения, познакомить родителей с методом воспитания на основе добра, милосердия, заботы. Главная цель - обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку. В ходе работы используются такие приемы, которые обеспечивают активное восприятие и осмысления соответствующей информации. Считаем, что обучение во взаимодействии – это процесс решения различных психологических и педагогических проблем в деле воспитания учащегося, в частности, семейного.

Таким образом, все формы работы с родителями направлены на установление взаимодействия между школой с семьей, на повышение эффективности воспитательного процесса детей с нарушениями интеллекта. Школа сможет привлечь родителей к воспитательной работе и расширит уровень их педагогических знаний, а также создаст единую коррекционно- воспитательную систему школы.

 

Литература

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
  2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.: Медицина, 1985. – 55 с.
  3. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
  4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990. – 5-6 с.
  5. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся // Дефектология, 1986.- № 2.-с.68-76.
  6. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
  7. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М.: Просвещение, 196 – 64 с.
Опубликовано: 23.12.2023