Использование инновационных технологий на уроках специальных дисциплин

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Буглова Марина Валентиновна

Организация: ГАПОУ ПО ПКТТ

Населенный пункт: Пензенская область, г. Пенза

В профессиональном образовании сегодня актуальной является разработка инновационных технологий обучения, использование компетентностного подхода, обеспечивающего качественную подготовку будущих специалистов по отдельной образовательной программе. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет расширять знания обучающихся по дисциплине и углублять практические навыки, тем самым формируя общие и профессиональные компетенции выпускников.

При разработке рабочих учебных программ модулей по профессии 43.01.06 «Проводник на железнодорожном транспорте» и выборе образовательных технологий обучения нами предусматривается формирование общих и профессиональных компетенций.

Необходимым условием эффективности обучения является личное включение студентов в активную самостоятельную и поисковую деятельности. Задача преподавателя продумать и организовать все необходимые для нее условия. Без самостоятельной, осознанной, мотивированной деятельности студентов не может быть качественного процесса усвоения содержания. Урок просто превращается в процесс информирования. От того, насколько чётко преподаватель определит, какие компетенции будут формироваться при изучении дисциплины, темы, зависят цели и задачи конкретного урока, организация учебной деятельности, раскрывающаяся в правильном подборе педагогических, информационных технологий, методов, приемов и средств обучения.

При выборе методов обучения для реализации компетентностно-ориентированной модели урока, особое внимание уделяются тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности, способствующие развитию критического мышления.

Формирования общих и профессиональных компетенций невозможно без использования информационных технологий. Наиболее часто на уроках специальных дисциплин используются практические работы, учебные элементы, деловые игры, тематические презентации.

В целях повышения интереса к предметам по профессии, развития у обучающихся познавательной активности, на уроках применяются различные формы и методы обучения, стараясь не учить, а побуждать студентов учиться в творческом, продуктивном режиме.

На каждом уроке стараемся дать новый материал, таким образом, чтобы обучающиеся разрешали проблемные, логические, производственные ситуации с их обязательным анализом. Это требует от них проявления инициативы, творчества, самостоятельного мышления.

В основу преподавания специальных дисциплин взяты блочно-модульная технология, технология личностно-ориентированного обучения, позволяющие добиться активизации познавательной деятельности, умение решать проблемы, получать и использовать информацию, ориентировать учащихся на применение и использование знаний полученных при изучении общетехнических дисциплин. Здесь, важное значение имеет межпредметная связь. Практически невозможно подготовить студента к производительной трудовой профессиональной трудовой деятельности, не предоставив ему возможности освоить ее в процессе обучения. Межпредметная связь обеспечивает увязку учебного материала одной дисциплины с другой и всего учебного материала между собой, подкрепляя один другим и главное, создавая ответственность за качество и глубину знаний по каждой дисциплине, что создает прочное и качественное освоение профессией, основанной на развитии творческих начал, технологического мышления, инициативы, изобретательности. Чтобы обучающиеся лучше поняли межпредметную связь, проводятся бинарные уроки на производстве. Следовательно, межпредметная связь специальных дисциплин и производственного обучения жизненно необходима, поэтому программа производственного обучения составляется на основе программ специальных дисциплин. Темы специальных дисциплин предшествуют темам производственного обучения, связанным с ними по содержанию.

Вопросы активизации познавательной деятельности студентов на уроках специальных дисциплин относятся сейчас к числу наиболее актуальных проблем, поэтому стараемся применять на уроках активные методы и формы обучения.

При изложении нового материала полезно создавать производственные ситуации, решение которых позволяет обеспечивать активное участие каждого обучающегося. В процессе решения конкретной производственной ситуации устанавливается хороший контакт со всеми студентами, что позволяет выявить знания каждого по пройденному материалу, учить выбирать свой путь решения вопроса. При этом каждый студент учится обосновывать выбор решения ситуации, что побуждает их говорить правильным техническим, грамотным языком.

При изложении лекционного материала для максимальной заинтересованности обучающихся использую учебные элементы, наглядные пособия, инструкционно - технологические карты, плакаты. Значительную помощь оказывают студентам экскурсии на предприятие, которые организовываются совместно с классными руководителями, инструкторами резерва проводников и начальником резерва проводников. Затем на занятиях обязательно выясняем вопросы, которые студенты не до конца усвоили, объясняем эти моменты.

Стимулирует деятельность обучающихся проведение контроля знаний, методом тестирования. Тест – это задания стандартной формы, выраженные словами, рисунком, схемой, числовыми знаками, с помощью которых может быть определена степень усвоения того или иного материала. Тест отличается от контрольных заданий, вопросников, примеров, задач, головоломок тем, что он представляет собой специально изготовленный набор контрольных заданий, позволяющих объективно и надежно оценить знания студентов.

Хотелось бы отметить положительные стороны тестирования. Во-первых, тесты помогают определить, что в обучении является обязательным, а что желательным и возможным. Во-вторых, понять, что требует государственная программа по конкретному предмету и насколько обоснованы эти требования. В-третьих, проверить успешность выполнения этих требований. В-четвертых, анализировать результаты обучения. В-пятых, выявить трудности студента. В-шестых, активизировать мысленную деятельность обучающихся. Следовательно, с помощью тестов осуществляется не только контроль, но и самоконтроль, то есть каждый может выявить свои успехи и проблемы в изучении данного предмета.

Применение самостоятельной работы в учебном процессе позволяет в определенной степени повысить качество усвоения студентами учебной информации, стимулирует мыслительную активность, способствует развитию ряда интеллектуальных умений, воспитанию комплекса черт личности, формирующихся в процессе само и взаимоконтроля.

В нашем колледже ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства по компетенции «Проводник на железнодорожном транспорте».

Ребята   вторых курсов соревнуются не только по теоретическим вопросам специальных дисциплин, но и выполняют практические работы. Участие в конкурсе требует от студентов серьезной теоретической и практической подготовки. Всем процессом подготовки и проведения конкурса руководят преподаватель специальных дисциплин и классный руководитель. Участие в конкурсе расширяет кругозор обучающихся, повышает уровень их теоретических и практических навыков. После проведения конкурса подводятся итоги, выявляются и поощряются призеры.

Итак, при проведении любого вида уроков по специальным дисциплинам, необходимо проводить занятия таким образом, чтобы студенты, как можно больше, проявляли самостоятельности в решении различных задач, учились отстаивать свою точку зрения, находили правильные решения.

Опубликовано: 15.11.2023