Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Шевнина Ирина Николаевна

Организация: МБОУ СОШ № 1

Населенный пункт: Иркутская область, р.п. Залари

Одна из основных проблем современного общества – формирование функционально грамотной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – активной, творческой, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, профессионально-грамотной, высокообразованной. Функциональная грамотность закладывается в начальных классах и используется на различных видах речевой деятельности – чтении и письме, говорении и слушании.

В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей является осознанное чтение. Оно создает базу для успешности на уроках русского языка и литературного чтения.

Функциональная грамотность чтения – это развитие механизмов речи: совершать умственные операции, связанные напрямую с развитым логическим мышлением.

Велика роль наставника в формировании функциональной грамотности у учащихся. Хороших результатов можно добиться, понимая важность неформального, творческого подхода к моментам взаимодействия детей с книгой. Педагог–наставник соединяя текст с жизненным опытом детей, делая его понятным вдохновляет их на самостоятельность в чтении, что приводит к саморазвитию, формирует умение жить среди людей, ориентироваться и эффективно функционировать в меняющихся условиях жизни. Уроки и внеурочные занятия, по работе с книгой организованные в соответствии с этапами развития смыслового чтения, с применением вышеперечисленных методик способствуют развитию функциональной грамотности у учащихся.

Я, счастливый Учитель. Наша профессия дает толчок идти вперед к поиску новых идей. Стремление к профессиональному росту стали отправными точками моей педагогической траектории.

«Век живи – век учись» –эта мудрая, но затёртая временем пословица не была так актуальна, как сейчас.

Для меня и моих учеников эта фраза является формулой школьного счастья, бесконечного познания и самостоятельных открытий. Размышляя на эту тему с ребятами, я часто привожу в пример притчи разных народов. Одну из них позвольте напомнить вам:

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал ученикам свиток. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Эта притча раскрывает суть главной цели современного образования- вырастить функционально грамотную личности, человека самостоятельного, познающего, человека усвоившего знания и умеющего применить их на практике.

Поэтому своей педагогической целью ставлю: «Формирование функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения истории и обществознания.»

Основное общее образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, контролировать и оценивать результат.

Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.

В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.

Главная задача учителя-наставника состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.

Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования.

При реализации образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведётся не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности: консультации по предметам, кружковая работа отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия.

В качестве наставника как классный руководитель, работаю в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе. В классе, в котором являюсь классным руководителем, обучаются различные категории детей: В целом в классе обучаются дети со средними образовательными результатами.

В своей педагогической деятельности реализую стандартную позиционную модель наставничества «учитель-ученик».

Для повышения творческого потенциала учащихся в урочной и внеурочной деятельности как учитель-наставник использую различные формы взаимодействия:

Одним из этапов своей  работы как учителя-наставника является управление и постоянная консультативная помощь в процессе обучения.

Сегодня мои методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

При интерактивном обучении диалог в классе строится на линиях. “ученик—ученик (работа в парах), “ученик— группа” (работа в группах), “ученик-класс” или “группа учеников — класс (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.

Своей задачей ставлю: Учить детей самостоятельному поиску, анализу, формулировать собственное мнение, учиться строить отношения в группе, моделировать различные ситуации. Основными формами интерактивной работы является взаимодействие учащихся в парах и микрогруппах .

В своей практике использую разнообразные образовательные технологии

А так же  использую  интерактивные формы с работы.  Обучающие быстрее запоминают любую информацию с помощью зрительных образов. Поэтому на уроках использую такие инструменты как : Схемы- опоры, интеллект карты, кластеры. Они вызывают чувства удивления, новизны, развивают сообразительность, зажигают огонёк пытливости.

работаем по карточкам, использую метод синквейна.

С 8 класса начинаем написание проектных работ, деловые игры и т.д

Знакомимся с методикой и используем СВОТ-Анализ

Варианты включения интерактивных методов обучения в структуре моих уроков разнообразны:

На уроке необходимо вооружить учащегося не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».

Что такое метод фишбоун (от англ. fishbone method) ?

Переводится как «рыбий скелет» или «рыбья кость».

Метод фишбоун создан японским учёным Каору Исикава, который представляет собой выявление и глубокое рассмотрение проблемы с помощью причинно-следственных связей. «Скелет рыбы» позволяет не только упорядочивать данные и качественно обрабатывать информацию для запоминания, но и поможет найти решение для любой проблемы. Этот прием часто используется для «мозгового штурма».

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с ребятами на уроке. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске.

Существуют два типа расположения:

  • горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы;
  • вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее.

В итоге получается схема, в которой некая информация, служит опорой для рассказа. Метод фишбоун универсален, широко применяется мной на различных уроках и этапах.

Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Особое внимание нужно обращать на хвост рыбы, чтобы вся проделанная работа имела итог. Если дети затрудняются, то вывод может помочь сделать учитель. Схемы «Фишбоун» можно использовать в качестве: домашнего задания по теме; опорного конспекта на уроке.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

хочу отразить результаты эффективности применения ещё одного интерактивного приёма.

ПОПС формула — интерактивный методический прием

Интерактивный приём, ПОПС _формула, активно использую на стадии рефлексии учащихся, .Он создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Перевёл и дополнил формулу Аркадий Гутников. В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС, где

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Секрет формулы ПОПС

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения высказывания.

 

П

-

позиция.

Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки

: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О

- обоснование, объяснение своей позиции. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов

«Потому что…» или «Так как…»

.

П

- примеры.

Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести примеры, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, -

«Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С

- следствие

(суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «

Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Наглядно, это можно отразить так:

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint4.sldx>

Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко выразить собственную позицию по изученной теме.

Критериями оценки качества и результативности моей деятельности являются высокие показатели достижений моих обучающихся.

УЧЕНИКИ ЭТО НАШИ ВЫРОЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ, МЫ НАСТАВНИКИ УЧИТЕЛЯ – САДОВНИКИ, как мы будем за ними ухаживать такие получим и результаты!

 

Хочется завершить словами И.Канта: “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”

Так буду же ею наслаждайтесь и старайтес обладать великой силой учителя – владеть сердцами учеников.

Ведь каждый из них ждет от нас веры в свои способности, поддержки и понимания. И мы должны помочь им! Вместе у нас все получится!!! Это и есть моя дорога — дорога поиска, открытий, труда и вдохновения… Дорога моего счастья.

 

 

Список литературы


1. Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции. – 2020. – № 1 (40). – С. 123–126.
3. Кудрявцева, Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории / Т. Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время : научно-методический журнал. – 2020. – № 2 (20). – С. 28–31.
4. Лысова, О. В. Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 22–27.

 

Опубликовано: 31.10.2023