Зарубежные исследования об эффективном использовании диалогового обучения школьников

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Мускина Айнур Нурлановна

Организация: ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области

Населенный пункт: Республика Казахстан, г. Костанай

Автор: Истомина Наталья Семеновна

Организация: ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области

Населенный пункт: Республика Казахстан, г. Костанай

Современная действительность  требуют изменения  репродуктивного стиля  преподавания  и перехода к обновлению его содержания образования, позволяющего повысить  познавательную активность школьников.

Главной задачей в рамках  обновления содержания образования  является  внедрение новых современных технологий обучения.   Современный урок должен быть ориентирован в первую очередь на деятельность ученика, на его умение учиться самостоятельно.

Наиболее эффективным походом в  развитии у учащихся умения  учиться  является  диалоговое обучение. О диалоговом обучении  в своих  научных исследованиях  говорили Мерсер и Литлтон, о том, что диалог занимает центральное  место на уроке и  может способствовать интеллектуальному развитию и их результативности в обучении [2, стр.144 ]. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. Благодаря использованию диалога в классе, учителя могут иметь огромное положительное влияние на качество образования детей.

Модель  обучения Л.С.  Выготского также предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Лидирующая роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей [2, стр.144].

Утверждение Л. Выготского о центральной роли речи в обучении было поддержано эмпирическим исследованием Барнса (1971), который  утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. [2, стр.146].  

Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата в процессе «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между  собой в процессе совместного исследования.

В процессе диалогового обучения нужно учесть, что важны не только вопросы,   которые задают  учителя, но и те вопросы, которые возникают после  ознакомления с ответами учащихся. Учитель должен использовать  вопросы не только для того, чтобы увидеть знания учеников, но и для того, чтобы предоставить возможность учащимся  размышлять, развивать и расширять свое мышление. На уроках рекомендуется  использовать систему вопросов при организации исследовательской беседы, стараясь направить обсуждение групп в направлении работы с информацией и раскрытие основных идей темы.

Вопросы нужно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками.  Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как  побуждение, апробирование и переориентация.  Важно давать ученикам время отвечать и, по возможности, строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят. Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшего эффекта достигает обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос.       

Главное, что нужно  сделать  учителю, так это  изменить  подход  к постановке вопросов, потому, что постановка вопросов  является ключевым навыком,  так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. [2, стр.146].  

Современный урок должен носить диалогическое взаимодействие между педагогом и учащимися. Учитель должен уметь организовать беседу, дискуссию, проблемный диалог, поддерживать  ответы учащихся во время диалога.

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:

• позволяет ученикам выражать свое понимание темы;

• помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;

• содействует аргументированию учениками своих идей;

• помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.     

Из всего вышесказанного можно сделать вывод,  что использование диалогового  обучения   является одним из эффективных  инструментов  преподавания и обучения, помогающего школьникам учиться.

 

Литература

1.  «Руководство для учителя»  третий (базовый) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год.

Опубликовано: 23.10.2023