Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей учащихся

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Титкова Жанна Викторовна

Организация: МОУ Красносельская средняя школа

Населенный пункт: Ульяновская область, п. Красносельск

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  -  их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Какие же  требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС?

•  организованный урок  в оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

•  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•  здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

•  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

К  современным образовательным технологиям  относятся:

  • информационно-коммуникационные  технологии;
  • игровые технологии;
  • проектные методы обучения;
  • исследовательские методы  в обучении;
  • технология  развития «критического мышления»;
  • коллективная система обучения;
  • обучение в  сотрудничестве  (командная, групповая  работа);
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология дистанционного обучения;
  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение

Большой интерес учащиеся 5-7 классов на уроках русского языка проявляют к игровым технологиям. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых, повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. С помощью игры  активизируются  творческие способности учащихся, развивается  воображение, память, мышление.

 На уроках литературы в 5-11 классах  я использую метод проекта. Чем же интересна эта технология? Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой содержится:

  • развитие познавательных навыков учащихся,  критического и творческого мышления;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • способствует формированию ключевых компетентностей учащихся и подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
  • выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Результаты   проектной деятельности -  это рисунки, поделки, оформление стендов,  выставок, доклады,  рефераты, электронные  презентации, видеоролики, спектакли, концерты.  Для ученика проект – это  возможность максимального раскрытия своего потенциала. Это деятельность, которая  позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично  достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

     На уроках русского языка и литературы  часто применяю технологию критического мышления. В основу этой технологии положен дидактический цикл, состоящий из трёх этапов. Каждый этап имеет свои цели и задачи.

К функциям стадии «Вызов»  относятся:

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);
  • информационная (активизация  имеющихся знаний по теме);
  • коммуникационная (обмен мнениями).

К функциям стадии « Рефлексия» относятся

  • оценочная  (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка  собственной позиции);
  • мотивационная ( побуждение к дальнейшему расширению знаний).

Я использую следующие методические приёмы:

  • Кластер
  • Синквейн
  • Эссе
  • Групповая дискуссия
  • Интеллектуальная разминка
  •  «Инсерт»
  • «Корзина идей»
  •  « Круги по воде»
  • « Взаимоопрос»
  •  «Перепутанные логические цепочки»
  •  « Перекрёстная дискуссия»

Информационно – коммуникативная технология используется  на всех этапах урока:

  • при объяснении нового материала,
  • при закреплении знаний,
  • при повторении,
  • при контроле ЗУН

 Таким образом,  основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования, решить которые помогают новые педагогические технологии.

 Используемая литература:

  1. Бабанский Ю.К. « Оптимизация процесса обучения», М.: Просвещение,2007 г.
  2. Никишина И.В. « Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе», Волгоград: « Учитель», 2009 г.

«Профессиональное образование», №8, 2011 г.

Опубликовано: 30.08.2023