Информационная образовательная среда как средство повышения качества математического образования

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Бабкина Лариса Александровна

Организация: МБОУ Суховская СОШ

Населенный пункт: Ростовская область, п. Новосуховый

Целенаправленная организация обучения с использованием преимуществ информационно-образовательной среды способствует формированию и развитию ключевых компетенций, и в первую очередь информационной. Учитель в ИОС становится организатором познавательной деятельности, поддерживает у учеников желание инициировать идеи, стать активным участником урока, что повышает качество образовательного процесса.

Мой кабинет оснащён необходимым современным оборудованием, в том числе интерактивной доской. Я планирую максимальную эффективность использования этого оборудования и ТСО: электронное издание учебного назначения «Алгебра и начала анализа 10-11» - интерактивные задачи для интерактивной доски, программные продукты фирмы: «1С», собственные разработки. Они позволяют осуществлять контроль с диагностикой ошибок и обратной связью; обеспечивать самоконтроль учебно-познавательной деятельности; моделировать и имитировать процессы и явления; проводить эксперименты в условиях виртуальной реальности.

Среди собственных разработок эффективной является «Конструирование урока математики с помощью программы SMART NOTEBOOK», которая представляет АРМУ (автоматизированное рабочее место учителя), так как в ней систематизированы все мои методические материалы в электронном виде (учебники, рабочие тетради, методические пособия, дидактические материалы, видеоуроки, флэштесты, презентации, разработки уроков). Мастер-класс по использованию разработки размещён по адресу: https://sites.google.com/site/masterklassy2/tocnye . Данный образовательный программный продукт имеет быстрый доступ к тем или иным средствам, это позволяет эффективно использовать эти средства в образовательном процессе.

Активное использование интернет-источников при подготовке к занятиям позволило мне сформировать перечень ссылок в режиме доступа на часто используемые образовательные и методические сайты для учителя и для учащихся.

В моём кабинете имеется мобильный класс, использование которого позволяет планировать новые пути индивидуализации обучения. Я могу сочетать групповой и индивидуальный режимы работы, активно использовать открытые информационные ресурсы, проводить онлайн-тестирование. Универсальность перечисленных средств ИОС позволяет мне создавать её в различных учебных ситуациях: при передаче учащимся новых знаний, при их закреплении, при решении задач, при контроле знаний обучающихся, активно применять в образовательном процессе дистанционные формы обучения (открытые образовательные порталы, дистанционные конкурсы и олимпиады, активное использование учащимися электронной почтой).

Одной из составляющих ИОС является использование интерактивной доски как современного технического универсального средства обучения и предъявления различных типов информации.

Для меня интерактивная доска в образовательном процессе является инструментом, поддерживающим активные формы обучения, постоянный обмен информацией между мной и учащимися и выступает как поле информационного обмена, так как я могу на неё вынести:

* материалы, демонстрирующие проблемную ситуацию (задача, кроссворд, видеоролик);

* материалы для организации обсуждения, эвристической беседы;

* материалы, являющиеся результатом работы групп с последующим обсуждением;

* геометрические модели, математические объекты, интерактивные схемы рисунки, таблицы, диаграммы;

* интерактивные задания, тесты.

Я в новом качестве использую презентации, которые имеются в моём электронном банке по каждой теме предметных курсов: вношу изменения, дополнения, создаю новые слайды при необходимости и всё это в процессе демонстрации, так как возможности доски позволяют это сделать в отличие от обычного экрана.

Большим дидактическим потенциалом доски является функция видеозаписи всех действий, производимых на доске, так как она позволяет мне создавать дидактические материалы для поддержки самостоятельного изучения или повторения учащимся учебного материала, в том числе дистанционно.

С большой эффективностью использую возможности интерактивной доски для развития познавательных умений:

* концентрация внимания - затенение заранее подготовленных выводов, вопросов для обсуждения, материалов для самопроверки, увеличение изображения необходимого объекта;

* восприятие информации - демонстрация ранее сохраненного материала, демонстрация текстов, изображений, анимации, видеофрагментов, моделей;

* осмысливание информации - заполнение сравнительных таблиц, графов, схем, построение графиков функций и чтение графиков;

* моделирование – представление информации в знаковой форме (таблица, краткая запись или графическая интерпретация условия задачи;

* умение систематизировать и классифицировать информацию.

На уроках геометрии доска позволяет мне осуществлять принцип наглядности, что особенно важно для этого предмета - выполнять решение задач по готовым чертежам, рисовать самим или использовать готовые фигуры, создавать схемы, таблицы. Очень удобно использовать интерактивную доску при построении всевозможных сечений.

Большой потенциал даёт создание ИОС моим учащимся для развития проектно-исследовательской деятельности, так как имеется доступ к различным источникам информации, её изучению, анализу, систематизации и переработке. Эта деятельность в основном протекает вне урока: школьники выполняют проекты, исследовательские работы, участвуют с ними в конкурсах, публикуют их в сети, в частности, проект для одарённых детей «Алые паруса» в социальной сети работников образования.

Для подготовки выпускников к экзамену использую открытые бесплатные открытые сайты «Решу ЕГЭ», «СДАМ ГИА» и форумы для онлайн подготовки http://alexlarin.net/ege15.html.

Электронные приложения к УМК «Сферы» «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» авторов Бунимовича Е.А., Дорофеева Г.В., Суворовой С.Б. и др и к учебнику «Геометрия 7-9» использую при помощи мобильного класса (ноутбук на каждого ученика). Это позволяет индивидуализировать учебный процесс: учащиеся со слабыми вычислительными навыками с помощью тренажёра выполняют интерактивные упражнения, сильные учащиеся выполняют задания повышенной сложности. Кроме того, осуществляется тестирующий контроль знаний с фиксированием результатов в личном журнале ученика.

Использую и собственные разработки для интерактивной доски, мною создан банк уроков «Уроки с интерактивной доской», многие из них опубликованы. Для подготовки к итоговой аттестации я разработала электронные пособия по принципу сайта «РЕШУ ЕГЭ» и «СДАМ ГИА», они размещены по адресу: http://nsportal.ru/babkina-larisa-aleksandrovna.

Как одну из форм дистанционного обучения я использую систему образовательного портала «РЕШУ ЕГЭ» и «СДАМ ГИА». Это бесплатная дистанционная обучающая система позволяет мне осуществлять в значительной мере подготовку к экзамену в выпускных классах, а также вести предварительную подготовку к экзаменам в 8, 10 классах, а также последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять знания учащихся по ним.

Технология обучения заключается в следующем: я составляю необходимое количество проверочных работ с помощью функции «генерирование теста», подбирая при этом задания различной тематики и уровня сложности, или включаю собственные задания. Для каждой работы си-стема выдаёт индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который я сообщаю учащимся. Они вводят полученную ссылку на странице «Ученику», проходят тестирование и сохраняют результаты, нажав кнопку «Сохранить результаты». Система позволяет всем учащимся или частично увидеть правильные решения после окончания работы, если это спланировано учителем.

Такая форма обучения очень эффективна, поскольку все задания в системе составлены на основе заданий открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационных версий ЕГЭ и экзаменаци-онных заданий, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений, и происходит экономия времени на составление обучающих и тренировочных тестов.

Кроме того, возможность системы создавать группы позволяет мне составлять тесты дифференцированно. Возможность сохранения статистики по написанным работам и ведение журнала позволяет отслеживать результаты учащихся.

Для учащихся, испытывающих трудности в обучении математике и часто пропускающих занятия по состоянию здоровья я использую такую форму дистанционного обучения как видеоуроки, чтобы они могли посмотреть запись урока в удобном для них темпе в комфортных для них условиях. Учащимся предлагаю готовые видеоуроки или видеоуроки, записанные с помощью устройства записи интерактивной доски, которое фиксирует ход занятия и сохраняет все действия, выполняемые на доске во время урока.

Из открытых информационных ресурсов, предоставляемых сетью интернет в большом количестве, наиболее эффективно я использую следующие ресурсы: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/. Изучив каталог ресурсов этой коллекции по математике, я вставила в рабочие программы рабочие ссылки на эти ресурсы на каждый урок для каждого класса (программа опубликована по адресу: http://nsportal.ru/babkina-larisa-aleksandrovna). Это позволяет мне значительно сокращать время на поиск ЦОР к уроку и использовать ресурс на уроке с выходом в интернет на сайт коллекции. Эффективно использовать наборы ЦОР к учебникам алгебры и геометрии мне помогают методические рекомендации к их использованию, размещённые здесь же. Большое разнообразие ресурсов инновационных учебных материалов (анимационные ролики, интерактивные упражнения, интерактивные рисунки) позволяет мне конструировать

интересные формы проведения уроков и максимально визуализировать математические объекты: геометрические чертежи, задачи на построение, графики функций. Очень эффективным в работе считаю комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, алгоритмике и теории вероятностей «Математика, 5-11 классы. Практикум». Скачав и установив этот программный продукт, использую его многократно. Сайт единой коллекции образовательных ресурсов имеет очень удобный сервис поиска, но материалы коллекции постоянно обновляются, поэтому я оформилаподписку на извещения о поступлениях новых ресурсов. Математические этюды http://www.etudes.ru/ — научно-популярный математический сайт. Основное его содержание составляют короткие фильмы, выполненные с использованием трёхмерной компьютерной графики и рассказывающие о математике и её приложениях. Ресурсы этого сайта я использую для привития интереса к своему предмету и познавательной активности школьников на различных этапах урока. Наличие интернета позволяет открывать ресурсы на уроке по адресу в режиме доступа.

Образовательные ресурсы интернета - Математика http://www.alleng.ru/edu/math.htm. Этот сайт я использую для пополнения электронного банка учебников, пособий, рабочих тетрадей, дополнительной литературы, пособий для подготовки учащихся к экзаменам. Цифровой вид пособий позволяет мне выводить на экран интерактивной доски необходимые на уроке фрагменты теории, условия задач, рисунки. Открытый банк заданий по математике ЕГЭ http://mathege.ru/or/ege/.

Открытый банк заданий по математике ГИА http://www.mathgia.ru/or/gia12/Main

Открытый банк заданий по математике дает мне представление о том, какие задачи планируются в КИМ экзамена в текущем учебном году и предоставляет инструмент для формирования системы контроля и проведения диагностических работ. Ресурсы этих сайтов я использую как тренажёр по подготовке к экзаменам и составление диагностических тестов (опубликованы по адресу: http://nsportal.ru/babkina-larisa-aleksandrovna).

Открытые банки заданий по математике для подготовки учащихся к экзаменам я использую также по материалам сайта «Федерального института педагогических измерений» http://www.fipi.ru/. Структура заданий банка по темам позволяет осуществлять тематический контроль, мониторинг учебных достижений учащихся. LearningApps.org http://learningapps.org/about.php является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей, которые я включаю в содержание обучения, а также изменяю или создаю в оперативном режиме. Наличие интерактивной доски в кабинете позволяет мне использовать их особенно эффективно, так как их выполнение доступно простым прикосновением руки и наглядно для всех учащихся одновременно. Кроме того в них содержится режим проверки и ученики сразу могут увидеть результат своей работы.

Процесс обучения математике, протекающий в ИОС повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет сделать вывод о том, что формируются ключевые компетенции учащихся, повышается успеваемость и качество обучения, тем самым педагогический процесс эффективен и результативен.

Опубликовано: 26.10.2015