Современный урок татарского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Яруллина Гульшат Минасхатовна

Организация: МБОУ Аксубаевская СОШ№2

Населенный пункт: РТ, пгт Аксубаево

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме «знаний-умений-навыков» приходит ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию УУД. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предмет, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательный для изучения. УУД- это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового, т.е.к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Ученик сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Этого можно достичь благодаря формированию системы УУД. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать рыбу и накормить его, а можно поступить иначе- научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. УУД можно сгруппировать в 4 основных блока: Личностные- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, планировать свое действие, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные- умение оформлять свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться, вести дискуссию. Познавательные- включает действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, логические действия и операции, способы решения задач. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Современный урок татарского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов: мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); взаимопроверка, взаимоконтроль; рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке): сегодня я узнал; было интересно; было трудно; я понял, что; теперь я могу; я научился; я смог; я попробую; меня удивило; мне захотелось… Какие же требования предъявляются к современному уроку татарского языка и литературы в условиях введения ФГОС: •хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока — дети; • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; • умение демонстрировать методическое искусство учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым. Технологическая карта урока- это обобщенно-графическое выражение сценария урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Целевой блок

Тема

Цель Формировать УУД: -личностные -регулятивные -коммуникативные -познавательные

Планируемые

результаты -предметные

-личностные -регулятивные -коммуникативные -познавательные

Инструментальный блок

Задачи урока -образовательные -развивающие -воспитательные

Тип урока

Учебно-

методический

комплекс

Организационно-деятельностный блок

Основные

понятия

Организация

пространства Парная, фронтальная, индивидуальная

 

Межпредметные

связи

Действия

обучающихся

Диагностика

результатов урока (рефлексия)

Домашнее

задание

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию татарского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Современный урок татарского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов. 1 – й шаг. ^ Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.. 2 – й шаг. ^ Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или

вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. 3 – й шаг. ^ Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации. 4 – й шаг. ^ Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках татарского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала

должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы. 5 – й шаг. ^ Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» 6 – й шаг. ^ Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя татарского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Информационные источники: 1. Примерные программы по учебным предметам.Татарский язык 5 – 9 класс .. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . Дидактические требования к современному уроку. 3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.

Опубликовано: 25.10.2015