Роль педагога в становлении личности младших школьников с ОВЗ
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Шишкина Светлана Николаевна
Организация: КОУ ВО Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Населенный пункт: Воронежская область, Новохопёрский район, село Красное
В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что образование является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а содержание образования должно содействовать, в том числе, формированию и развитию личности обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. При этом должны быть удовлетворены образовательные потребности и интересы обучающихся с учетом их способностей и возможностей [3].
Роль школы, как социального института, заключается в выполнении роли
искусственно сформированной естественной образовательной среды. Данная
организованная среда, функционирует согласно своему условному делению.
Школа делится на материки и государства (классы : начальная, средняя,
старшая школа). Данные материки и государства взаимодействуют с ветвями
правления (директор, заместители директора, педагоги), удовлетворяя
потребности народа (учеников) в образовании [2].
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих возможностей и создании условий для развития. Главным является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
- группу школьников с ОЗ входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, со сложными комплексными нарушениями.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. На это влияют многие факторы, среди которых можно выделить условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы образовательной работы с ним [4].
Становление личностной сферы данной категории детей происходит в особых условиях искаженного или задержанного развития. Особую сложность для детей с ОВЗ составляет ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений, потребности в самовыражении и самореализации. Как правило, дети понимают, что отличаются от сверстников, а это, в свою очередь, снижает мотивацию и способствует появлению у них многочисленных комплексов.
Формирование личностных качеств у младших школьников с ОВЗ требует особых подходов. Необходимо помочь детям сделать учёбу осмысленной, связывая её с реальными жизненными целями; научить понимать и принимать ценности общества, правильно ориентироваться в нравственных нормах и правилах; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; поддерживать и укреплять свое здоровье; содействовать в выработке гражданской позиции в отношении окружающего мира.
Педагогам необходимо использовать каждую ситуацию общения с ребенком для формирования правильного поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим. Организовывать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации .
Формирование личностных качеств младших школьников согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО) осуществляется через систему личностных универсальных учебных действий (УУД), которые носят надпредметный и метапредметный характер; обеспечивают целостность развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [1].
Деятельность по формированию личностных УУД у младших школьников с ОВЗ приобретает конкретный смысл, когда направлена на совершенствование образовательного процесса и конечный результат.
Достижение новых образовательных результатов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении требует реализации ряда психолого-педагогических условий: использование адаптированной образовательной программы; комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ; организацию сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ [4].
Семья играет ведущую роль в нравственном воспитании школьников. Кроме того, вводит ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствует формированию и закреплению необходимых жизненных навыков.
Подводя итог, следует сказать, что при формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ необходимо учитывать как самоценность детства, так и его социализацию. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной щедрости и любви к детям.
Используемая литература:
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. М./: Просвещение, 2014. – 152с.
- Воронина М. И. Социальные институты современной России. М.: Педагогика, 1987. – 187с.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации». Серия: Законы Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2014. – 135с.
Кузнецова Е. С., Неретина Т. Г. Формирование личностных качеств у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 676–680. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86147.htm.