Проблемы обучения русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Любовская Олеся Геннадьевна

Организация: КОУ ВО Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ

Населенный пункт: Воронежская область, Новохопёрский район, село Красное

В современном обществе дети с особыми потребностями в образовании должны обучаться в школе, независимо от их различий. Школа создаёт необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей таких детей. В чём особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями?

Программы обучения детей с нарушением интеллекта имеют свои специфические особенности:

  1. Дети получают самые элементарные сведения, необходимые для усвоения основ грамотного письма и правильной связной речи.
  2. Расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно.
  3. Программа выделяет на всех этапах обучения подготовительные этапы.
  4. Предусмотрено увеличение количества уроков по каждой теме.
  5. Программный материал имеет коррекционную и практическую направленность. [2]

Методы обучения в школе для детей с ОВЗ имеют коррекционную направленность и способствуют коррекции их недостатков. Ученики нуждаются в дифференцированном подходе в процессе обучения. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить самостоятельно на практике.

Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения умственно отсталого ребенка грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи — залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем учебным предметам. [1]

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми с нарушением интеллекта связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Так первоклассники плохо запоминают буквы, им сложно делить слова на слоги, устанавливать звуковой ряд слова, выполнять запись слов. Несформированность зрительного восприятия мешает быстро и точно запоминать графический образ букв и соотносить печатный и письменный вариант буквы. Побуквенное чтение сохраняется долго, так как поле зрения ограничено, а мыслительные процессы замедленны. Нарушения мелкой моторики, отсутствие моторной координации, создают трудности в освоении письма. Для обучения таких детей необходимо подбирать специальные упражнения и задания, направленные на коррекцию тех или иных недостатков.

При обучении грамоте умственно отсталых учащихся корригируются недостатки зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики руки, устраняются дефекты произношения, уточняется словарь, преодолеваются ошибки в построении простого предложения, развиваются внимание, память, мыслительная операция. [1]

Задача учителя, в первую очередь, состоит в том, чтобы изучить речевое развитие ребёнка, исправить дефекты речи, уточнить и активизировать словарный запас. Затем развивать умения грамматически правильно оформлять предложения, корректировать недостатки, развивать устную речь, вырабатывать умения правильно излагать свои мысли в письменной форме.

Используемая литература:

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

Даркулова К.Н., Абек А. Особенности обучения русскому языку детей с нарушениями интеллектуального развития. // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» https://scienceforum.ru/2018/article/2018004983

Опубликовано: 29.12.2021