Мотивация школьников на уроках английского языка: упражнения и приёмы

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Шалимова Светлана Владимировна

Организация: МОУ СОШ №66 им.Н.И.Вавилова

Населенный пункт: г. Саратов

Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Существует ряд упражнений и приёмов, направленных на формирование положительной мотивации.

Упражнения и приёмы, направленные на формирование положительной мотивации

Еще один момент организации урока, способствующий сохранению коммуникативной мотивации, - это рациональное сочетание различных форм работы. Можно сочетать упражнения, активные методы и приёмы обучения. Методы эти разнообразные, и в различных классах я использую их по-своему. То, что подходит для одного класса, в другом классе работает хуже. Большую роль играет возраст и уровень класса. Предлагаю следующие:

 

1. Метод отсроченной отгадки

Приобщая школьников с первых лет обучения к наблюдениям, систематизирующим обобщения, и комбинированию языковых средств в процессе урока учитель вооружает их приемами самостоятельных действий, формирует интерес к поисковой деятельности.

Большую роль играет развитие языковой догадки. Внезапное "озарение" по поводу того или иного значения слова, выражения и грамматической формы доставляет учащимся большое удовольствие и мотивирует дальнейший лингвистический поиск. Упражнения в языковой догадке могут быть столь же увлекательными, как и решение кроссворда. Поэтому следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке, нацеливая их внимание на "подсказки" и опоры в самом материале.

 

2. Грамматические и фонетические «сказки»

Новый материал в младших классах нужно рассказывать не скучно, а в виде сказки или весёлой истории. Такая история может являться как помощником учителя в начале урока или стать основой для всего урока.

Например: «Давайте отправимся в гости к Хоббиту и посмотрим, как он живёт? Что есть у него в доме?», или «Давайте поможем сказочному герою найти его вещи?», или «Сегодня мы будем детективами и поможем Кенге разыскать крошку Ру, который потерялся».

 

3. Игровые элементы на уроке

В ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. Они обеспечивают учебную среду, позволяют «сжимать» время, психологически привлекательны. Игры с мячом любят учащиеся младших классов. Грамматические игры одинаково интересны всем учащимся. Игры со словами помогают развивать мышление, создают взаимосвязь уроков иностранного и русского языка. Игрушки в начальной школе важны для создания лёгкой и непринуждённой атмосферы. Физкультминутки позволяют ввести новые слова, сделать перерыв между разными видами деятельности. Применение ролевых игр на уроках во 2-4 классах обеспечивает психологическую разрядку и помогает детям лучше запоминать речевые образцы.

Среди игр можно выделить следующие виды:

 

1. Фонетические игры

* Слышу – не слышу. ( Цель: формирование навыков фонематического слуха.)

* Какое слово звучит? ( Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.)

* Кто правильнее прочитает? (Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.)

 

2. Орфографические игры

* Буквы рассыпались. (Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.)

* Из двух слов составь третье.(Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков.)

* Вставь пропущенную букву. (Цель:проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.)

 

3. Игры для работы с алфавитом

* Первая буква. (Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита. Ход игры: как модно быстрее назвать слово, начинающееся с показанной буквы.)

* На одну букву. (Цель: формирование навыка подбора лексики по словарному принципу на основе тренировки памяти и наблюдательности.)

* Где буква. (Цель: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий. Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает найти среди них те, в которых буква… читается как… )

 

4. Лексические игры

* Цифры. (Цель: повторение числительных. Ход игры: На доске записаны вразброс цифры. Преподаватель называет цифры, а ученики или команды должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру.

* Цвета. (Цель: закрепление лексики по теме. Ход игры: нужно назвать предметы одного цвета из предложенных.)

* Рассказ по рисунку. (Цель: активизация лексики по теме.)

* Придумай рифму. (Цель: развитие лексического навыка.)

* Фантастическое животное. (Цель: развитие лексического навыка. Ученик рисует на доске те части тела животного, которые называют другие играющие. )

 

5. Грамматические игры

* Изобрази действие. (Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.)

* Игра в мяч. (Цель: автоматизация употребления форм глаголов в устной речи.)

* Подарки. (Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов. Ход игры: на доске – названия подарков; учащиеся говорят, что с ними можно делать.)

 

6. Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом

* Что делает ваш одноклассник? (Цель: употребление лексики в предложениях. По мимике и пантомимическим действиям догадайтесь и скажите, что делает ваш одноклассник.)

* Вопрос – ответ. (Цель: дифференциация языкового материала в обучении диалогической речи. Соедините реплики вопроса и ответа, используя предложенные реплики, рисунки или фрагменты диалогов.)

* Кого взять в поход? или Что взять в поход? (Цель: тренировка лексико-грамматического оформления иноязычной речи. Из предложенных слов, картинок или предметов учащиеся выбирают то, что им необходимо.)

 

7. Игровые упражнения для обучения иноязычному общению

* Имена по кругу. (Цель: активизация навыков и умений построения тематического монолога в групповом диалоге в конкретной ситуации общения. Ход игры: сначала представляет себя преподаватель, затем играющие представляют себя и своих соседей по кругу, затем игрушечного медведя, присваивая игрушке имя.)

* Части и целое. (Цель: активизация иноязычного общения на основе адекватного смыслового восприятия предлагаемого иноязычного материала и тренировки употребления подходящих лексических единиц и грамматики. Ход игры: играющий получают карточку, на которой написана только часть предложения, диалога, фамилия без имени, часть тематического сочетания. Играющие должны найти и соединить части.)

* Пять прилагательных. (Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся на материале иноязычной лексики. Ход игры: каждый играющий записывает на карточке пять прилагательных, которые обозначают его личные качества. Преподаватель зачитывает их содержание. Играющие должны угадать, кто их написал.)

* Продолжи историю. (Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся на материале иноязычной лексики. Ход игры: один из учащихся начинает рассказывать историю, другой продолжает и т. д. Истории могут быть реальными или неправдоподобными и соответствовать изучаемой теме.)

Библиографический список:

1. Гатальская, Г. В. В школу с радостью [Текст] / Г. В. Гатальская. — Минск : Амалфея, 1998.

2. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. — М. : Вита Пресс, 2003.

3. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. — 2004. — № 11.

4. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / Под ред. В. А. Макаренко. — М. : Республика, 1995.

5. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. — М., 1998.

6. Педагогические технологии [Текст] / Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д : Март, 2002.

7. Чутко Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. – М., 2007.

Опубликовано: 22.10.2015