Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход и современный урок музыки»

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Толмачёва Татьяна Николаевна

Организация: МБОУ СОШ №17

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умением учиться. Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной. Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.

Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Поэтому основная задача учителя - раскрыть эту индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его особенности, необходимо, чтобы урок постоянно вбирал в себя новые педагогические тенденции, совершенствовался в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям, был «современным».

Существует три постулата, лежащие в основе современного урока:
1. Урок это поиск истины в совместной деятельности детей и учителя.
2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3. Ученик в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Основные различия между традиционным и современным уроком.

Традиционный урок

«знаниевый»

Современный урок

«способностный» («деятельностный»)

 

Используя современные технические средства обучения (компьютеры, интернет, интерактивные доски) важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный системно-деятельностный подход в образовании, взятый в настоящее время за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель данного подхода в обучении - пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования.

КОНЕЧНЫЙ ИТОГ - воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.

Поэтому работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не

принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового,

умел размышлять и обсуждать.

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии:

  • Личностно-ориентированные,
  • Предметно-ориентированные,
  • ИКТ-технологии,
  • Здоровьесберегающие технологии.

Необходимо на уроках музыки создать условия для сохранения здоровья учащихся, снятие нервно-психических перегрузок и восстановление положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Этому способствует внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, таких как:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

РИТМОТЕРАПИЯ

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

ФОЛЬКЛОРНАЯ ТЕРАПИЯ

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ

Также на уроках в младших классах активно использую игровые технологии.

Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности продолжает оставаться игра. Во-первых, игра не утомляет младших школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и познавательный интерес, развивает многосторонние художественные способности; в-третьих, помогает моделировать музыкально - образовательный процесс в игровой форме.

В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-выставки.

Для развития креативности школьников была разработана система творческих заданий. Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями.

«Творческий марафон»:

  1. «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).
  2. . «Цветная гамма». После прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.
  3. «Я - поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.
  4. «Я – композитор». Сочините музыку к предложенным рисункам.

«Творческий марафон» - развивает умственную гибкость учащихся, их поисковую активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое фантазирование:

1.«В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.

2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.

3. «Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.

Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:

- систематичность и последовательность;

- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;

- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития. Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;

подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.)

Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Одним из эффективных способов включения школьника в личностно-развивающую ситуацию является умение сопереживать. Развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке произведения является важной составляющей каждого урока.

На своих уроках стараюсь научить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям. Через общение с искусством музыки ребенку легче понять себя и найти свое место в мире, у детей развивается не только интеллект, но и формируются духовно-нравственные ценности.

Для этого использую огромный арсенал выразительных возможностей различных видов искусства: включение видеоряда изобразительного искусства, фрагментов оперных и балетных сцен, мультипликацию. Знакомясь с произведениями музыкальной классики, я прошу ребят изложить свои впечатления, размышления от прослушанного музыкального фрагмента не только в устной, но и письменной форме.

Современными методами оценивания являются: портфолио, рейтинг, тестирование, анкетирование, дневник достижения, мониторинг.

Как видим, сегодня особенно актуальной при работе с учащимися является одна из наиболее важных и сложных проблем школьной музыкальной педагогики – как сформировать и развить интерес к музыкальному образованию. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как помочь обучающемуся понять и принять настоящую музыку?» Мечта каждого учителя видеть своих учеников творческими личностями, чтобы они познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. На уроках музыки, я уверена, каждый педагог стремится во что бы то ни стало «достучаться» до детской души, заставить задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно и подчиняются основные задачи современного образования.

«Для того, чтобы любить музыку, надо, прежде всего, слушать» - утверждал Д.Д.Шостакович. И это действительно так. Но настоящей классической музыки обучающиеся сегодня не слышат на ТВ, и в домашней фонотеке не у всех есть такие записи. Остаётся одна надежда – на школу с её занятиями и мероприятиями, которые всё ещё способны противостоять легкомысленному обращению с музыкой.

Опубликовано: 16.12.2019