Классификация видов мелкой техники и особенности её развития у учащихся в процессе обучения в классе фортепиано

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Шириязданова Эльза Рафисовна

Организация: МБУДО Детская музыкальная школа №3

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми развивающими возможностями в совершенствовании личности учащегося и формировании его культуры. В процессе приобщения к произведениям музыкального искусства в период обучения в организациях дополнительного музыкального образования осуществляются художественно-эстетическое, творческое и нравственное становление личности, формируются музыкальные способности, важнейшие исполнительские умения и навыки.

Владение техникой – важный элемент исполнительского развития, который позволяет исполнять художественный репертуар, создавать яркие музыкальные образы. Владение техникой – показатель развития виртуозных качеств исполнителя, и проблема виртуозности волнует музыкантов – теоретиков и практиков – с самого начала развития исполнительского искусства. История исполнительства свидетельствует о периодах чрезмерного увлечения технической стороной исполнения, разработки специальных приспособлений для развития виртуозных качеств, переоценки упражнений с целью выработки беглости пальцев, превращении технического совершенствования в самоцель.

Развитие техники (от греч. – «искусство, мастерство, умение») в процессе обучения игре на инструменте является важным этапом в воспитании профессионального музыканта-исполнителя. Владение техникой открывает возможности для полноценной художественной реализации композиторского замысла, воплощения содержания музыкального произведения.

Проблеме развития техники посвятили свои работы пианисты-исполнители и педагоги, специалисты в области психологии, физиологии, методики обучения игре на фортепиано.

В теории исполнительства сложилось два подхода в трактовке понятия «техника»: «широкое» и «узкое». В «широком» понимании техника музыканта-исполнителя отражает способность воплотить замысел музыкального произведения, наполнить его выразительностью и художественностью, используя разнообразные исполнительские технические приемы и выразительные средства. В «узком» понимании владение техникой означает виртуозность исполнителя; быстроту, точность, ловкость, беглость его пальцев, свободу игрового аппарата.

Современные представления о фортепианной технике базируются на междисциплинарных научных подходах, актуализируют психологические данные и достижения педагогики, рассматривая ее в виде сложного комплекса психомоторных качеств исполнителя.

Формирование пианистической техники синтезирует в себе три аспекта:

- интеллектуальный;

- музыкально-слуховой;

- моторно-двигательный.

Целостное формирование всех трех аспектов становится возможным при строгом подчинении двигательных действий рук пианиста физиологическим и психологическим закономерностям функционирования организма.

Ю.А. Цагарелли включает в состав исполнительской техники силовой и скоростной компоненты, выносливость, координационный компонент и память на движения. Автор указывает, что «в двигательных действиях выделяют пространственные, силовые и временные характеристики, которые отражают уровень развития психомоторных профессионально-важных качеств.

Автор подробно рассматривает координационный компонент и составляющие его межмышечную и сенсомоторную координацию. Межмышечная координация связана с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц исполнительского аппарата в целостном двигательном акте, а также с точностью движений. Сенсомоторная координация является наиболее сложной и предполагает согласование сигналов различной модальности в соответствии с ситуацией разворачивающегося во времени звукового образа. В структуре музыкально-исполнительской техники составляющими сенсомоторной координации являются: слухомоторная, зрительно-моторная и тактильно-моторная координация.

Рассмотрение моторики предполагает выделение двух ее типов: «крупной моторики» и «мелкой моторики». Крупная моторика связана с движениями всего человеческого тела, исполнением таких двигательных задач как ходьба, прыжок, бег и т.д., когда участвуют мышцы рук, ног, ступней и всего тела. Мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.

Разнообразные варианты классификации видов техники также опираются на традиционное выделении двух основных типов техники – крупной и мелкой.

С.И. Савшинский пишет: «Обычной является классификация по фактурным или моторным признакам. Различают «мелкую» (пальцевую), «крупную» (аккордово-октавную) технику и их подвиды: гаммообразную, арпеджиообразную технику, технику двойных нот, октавную, аккордовую, вибрационную (трели, тремоло, репетиционные октавы) и т. д.».

А.О. Бирмак включает в крупную технику аккорды и октавы, в мелкую моторику – пальцевую игру. Автор выделяет следующие виды техники: техника martellato; «жемчужная» техника («jeuperle»); техника leggiero; пальцевое glissando. Техника martellato характеризуется «плотным» звучанием и четкостью, основана на связи и совместной работе всех звеньев руки. Жемчужная техника требует большой самостоятельности и силы пальцев, активных «хватательных» движений. Техника leggier основана на слегка «похлопывающих» по клавишам лёгких размаховых движениях, быстроте пальцев, ровности звука и ритма. Техника пальцевого glissando не требует отчетливости каждой ноты, основана на скольжении пальцев по клавишам без подъема и размаха.

Г. Нейгауз выделяет восемь «элементов» фортепианной игры: взятие одной ноты; две-три-четыре и пять нот в виде трелей; гаммы; арпеджио; двойные ноты вплоть до октав; аккорды; переносы и скачки; полифония.

А.П. Щапов относит «исполнение пальцевых узоров» к мелкой технике, «игру октав» к крупной.

А. Корто классифицирует технику по исполнительским задачам. Он выделяет пять основных форм: равномерность, независимость и подвижность пальцев; подкладывание 1-го пальца (гаммы и арпеджио); двойные ноты и полифоническая игр; растяжения; кистевая техника, аккордовая игра.

В дидактическом пособии «Метод технических упражнений» Б. Муджеллини представлены различные виды фортепианной техники, начиная с элементарных упражнений и заканчивая сложными примерами на двойные ноты, движение аккордами и арпеджио. 1-я книга 8-томного пособия посвящена основным видам фортепианной техники для начинающих: исполнению мелодических фигур в пределах одной позиции, координации рук в параллельном и противоположном движении, применении косвенного двухголосия в одной руке, штрихи legato и staccato, игре всеми пальцами (без подкладывания пальцев и смены позиции).

Цикл этюдов К. Черни op. 299 позволяет выделить систематизировать их по видам техники:

1. Этюды на мелкую пальцевую технику: гаммообразное движение; различные фигурационные движения; смешанные движения; репетиционное движение;

2. Этюды на арпеджио.

3. Этюд на терции и другие двойные ноты.

4. Этюды на ломаные октавы и другие интервалы.

Таким образом, мелкая (пальцевая) техника включает последовательности, охватывающие не более пяти нот без перемены позиций, гаммы и гаммообразные пассажи, арпеджио, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции и др. Тип ее изложения связан преимущественно с употреблением («подкладыванием») первого пальца в восходящих пассажах правой руки и в нисходящих левой.
 

Список литературы

  1. Бирмак А. О художественной технике пианиста / А. Бирмак. – М.: Музыка, 1973. – 138 с.
  2. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники / А. Корто; ред., перев. с фр. и комм. Я. Мильштейна. – М.: Музыка, 1966. – 108 с.
  3. Муджеллини Б. Метод технических упражнений для фортепиано. Элементы теории и первые технические упражнения: учебное пособие / Б. Муджеллини.– Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. – 48 с.
  4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога: учебное пособие / Г.Г. Нейгауз. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017. – 264 с.
  5. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой: учебное пособие / С.И. Савшинский. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. – 116 с.
  6. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю.А. Цагарелли. – СПб.: Композитор, 2008. – 212 с.

Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. Щапов. – 3-е изд. – М.: Классика-XXI, 2002. – 176 с.

Опубликовано: 20.11.2019