Средства повышения познавательной активности на уроках математики обучающихся со сложными нарушениями в развитии

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Петунина Светлана Юрьевна

Организация: КОУ Радужнинская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Населенный пункт: Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Радужный

В настоящее время среди обучающихся коррекционных образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны соответствовать их возможностям.

Одним из важных общеобразовательных предметов в общеобразовательной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является математика. Исследования И.В. Чумаковой показали, что дети, имеющие комплексные нарушения демонстрируют очень низкий уровень формирования количественных представлений: неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительную зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обобщенных представлений о количестве; трудности в усвоении правил пересчета предметов, "безытоговый" счет; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Недоразвитие психических функций у ребенка с многочисленными нарушениями здоровья приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может овладеть даже элементарными основами математики. По словам Ж.И Шиф, дети с

интеллектуальной недостаточностью схематично и неконкретно решают задачи, требующие наглядно-образного мышления. Б.И. Пинский отмечает нарушение целенаправленности деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием, которое выражается в том, что дети, как правило, приступают к выполнению задания без должной предварительной ориентировки в нем, без активной мыслительной работы над "планом". При возникновении затруднений они "уходят" в сторону от первоначально поставленной цели, производя действия далекие от необходимых. Нарушения и своеобразие сенсорного отражения действительности детьми с ограниченными возможностями здоровья оказываются связанными со сложными формами как практической, так и умственной деятельности. Обедненный чувственный опыт, который находит отражение в представлениях детей данной категории, недостаточен для формирования высших психических функций. В этой связи проблема формирования у них точных и обобщенных представлений приобретает первостепенное значение.

Л.Н. Левина выявила, что, прежде всего, у детей с ОВЗ наблюдается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речевых и мыслительных процессов. Несформированность обобщенного понимания пространственных обозначений препятствует выполнению детьми заданий в условиях смены точки отсчета. Низкий уровень наглядно-действенного мышления особенно часто наблюдался у детей с недостаточно сформированными пространственными представлениями. Учащиеся затрудняются в дифференциации правой и левой стороны на себе. Многие понятия: спереди, сзади, между и т. д. - ими не усваиваются. Они затрудняются сложить из частей целое, например, разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков по образцу. У детей наблюдается недостаточность пространственного восприятия, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза. В связи с этим

обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использовать полученные математические знания в повседневной жизни.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями.

Объяснение нового материала необходимо осуществлять с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д. Закрепление изученного материала с использованием дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного.

Обобщение и систематизацию пройденного материала с использованием математических игр. На уроках необходимо использовать дидактические игры и игровые упражнения. Игры и упражнения на уроках математики создают необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения детей с сочетанными дефектами, способствуют коррекции зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий. Повышают уровень формирования у ребенка с ОВЗ процессов восприятия и представлений о предметах, их количестве, форме, величине, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок. Стимулируют повышение познавательной и

учебной активности, что положительно сказывается на действенности обучения, помогают снизить умственное утомление у детей с ОВЗ на уроке, формируют положительный эмоциональный микроклимат в детском коллективе.

Учебный процесс построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее широко используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование. Привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике, является важнейшим методом в организации обучения детей с ОВЗ. Применение наглядных методов в обучении детей имеющих комплексные нарушения в развитии создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить обучающихся к изучению более сложного материала. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств. В качестве наглядной основы в первую очередь должны использоваться натуральные объекты и предметы в натуральную величину. Метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления учащихся, учит детей наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты, сравнивать и пр. К демонстрации предъявляются следующие требования:

- демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем учащимся;

- нельзя допускать предварительный осмотр демонстрируемого учащимися. В связи с их особенностями восприятия и внимания необходимое пособие нужно показывать только в момент объяснения;

- каждый учащийся должен действовать в соответствии с поставленной задачей и обращать внимание нате части демонстрируемого объекта, которые связаны с изучаемой на уроке темой;

- учащимся необходимо давать задание описать объект словесно, это способствует развитию наблюдательности и формированию правильной, логичной речи;

- дети должны формулировать итоги наблюдений на максимально доступном для них уровне. Словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа. Так как значение учительской речи в процессе обучения очень высоко, к устному изложению учителем учебного материала предъявляются некоторые требования:

- научная достоверность учебного материала, излагаемого учителем, является необходимым условием успешного обучения;

- доступность и понятность учебного материала — эти факторы также зависят от личности педагога и его способности связно, ясно и четко излагать новый материал, терпеливо объяснять непонятные моменты учащимся. Дети данной категории испытывают определенные сложности даже с усвоением ограниченного количества знаний;

- излагаемый материал должен быть интересным для учащихся; сознательный интерес способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Урок становится более интересным, а, следовательно, и более эффективным в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, трудовой деятельности, близкие учащимся;

- устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, то есть на уроках нужно пользоваться наглядными пособиями, графическими и иллюстративными работами, материал нужно закреплять с помощью самостоятельных работ и упражнений;

- целостность, завершенность и познавательная ценность — необходимые требования к содержанию излагаемого учителем материала.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Главным требованием метода беседы является система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. То есть для более слабых учеников следует задавать конкретные вопросы, требующие односложного, краткого ответа или ответа в форме картинки, рисунка и пр. Вопрос, заданный более сильному учащемуся, предполагает развернутый ответ. Предполагая строить урок в форме беседы, учитель должен продумать вопросы и возможные ответы учащихся, а также ряд уточняющих, вспомогательных вопросов на тот случай, если ответ будет неверным. Вопрос должен ставиться перед всем классом, тогда учащиеся будут более активно включаться в работу на уроке. Использование на уроке вопросно-ответного метода имеет ряд преимуществ:

- беседа способствует развитию речи и понимания учащихся;

- использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ученика;

- различная степень трудности задаваемых вопросов способствует индивидуализации обучения;

- беседа способствует развитию связной речи у детей, способности излагать свои мысли.

При использовании вышеперечисленных форм, приемов и методов на уроках в общеобразовательной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (сложная структура дефекта), отмечается значительный рост познавательной активности и повышается уровень знаний по учебному предмету.

Литература:

1. Беженова М.А.. - Веселая математика. /М.А.Беженова. - Д.: Сталкер, 1998. - 320 с.

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. «О детях с отклонениями в развитии» – М.: Просвещение, 1973г.

3. Епишева О.Б. Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: -М: Просвещение, 1998.-128с.

4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада/ под ред. А. А. Венгер - М.: Просвещение. 1989.-127 с.

5. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся-М: Просвещение, 1985 г.

6. Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004

7. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. /А.М.Леушина. - М.: Просвещение, 1974.

8. Леушина, А.М. Математические знания и их роль в умственном развитии/ А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. - 1969. - № 9. - С. 57-65. Минскин Е.М. От игры к знаниям. /Е.М.Минскин. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

9. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей»,Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2005.

10. Минскин Е.М. От игры к знаниям. /Е.М.Минскин. - М.: Просвещение, 1982.

11. Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011.

12. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.

13. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - /Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

14. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О.А. Павлович. – М.: Просвещение, 1981. – с ил.

Опубликовано: 21.10.2015