Как формировать достоинства личности воспитанников на основе традиций казачества

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Мазниченко Лариса Владимировна

Организация: ГКОУ РО Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Населенный пункт: Ростовская область, г. Новошахтинск

Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» в центр воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.

Школьные годы – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства.

Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности.

Наш край, не смотря на многие утраты современности по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна Донская земля. Кто хотя бы один раз встречал рассвет на берегу реки Дон, кто видел донские поля, тот никогда не забудет наш Донской край. А как, каким образом привить воспитанникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая с детьми.

На протяжении трех лет мы целенаправленно, углубленно работаем по духовно-нравственному воспитанию детей, формированию достоинства личности воспитанников на основе традиций казачества.

Прежде чем обратиться к проблеме формирования достоинства, необходимо определить нравственно-педагогическую сущность этого понятия. Оно отражает один из важнейших видов моральных отношений человека – его отношение к самому себе как социально значимому существу.

Достоинство - это социально-психологический конструкт в личностной структуре человека, рождающийся в процессе формирования его отношения к себе как носителю сущностных качеств, таких как разум, мораль, способность к деятельности.

Педагогический процесс формирования достоинства личности воспитанников включает в себя: формирование образа Человека; формирование отношения к другому человеку.

Достоинство - интегративное образование личности. Организация целенаправленного содействия развитию достоинства состоит из этического базового элемента «отношения к Другому человеку», осмысления системы ценностей своего духовного мира и позитивной деятельности как взаимодействия с миром и преобразования мира.

Из данного определения вытекают важнейшие признаки достоинства личности.

К ним следует отнести:

а) наличие у человека совокупности качеств, которые определяют его социальную значимость;

б) осознание и объективную самооценку человеком своей принадлежности к «человеку» как таковому и проживание на этой основе чувства самоуважения;

в) осознание своего индивидуального «Я», как носителя достоинств и меры персонального влияния на окружающую жизнь;

г) признание значимости других людей для собственной жизни и проявление безусловного уважения к ним;

д) отражённое в индивидуальном сознании уважение окружающими людьми «Я» человека как признание его достоинств и адекватное данному признанию общественное мнение.

Практика показала, что когда мы фокусируем своё внимание на воспитании у ребёнка человеческого достоинства, наши профессиональные успехи в решении этой задачи сказываются в формировании многих положительных и устранении отрицательных качеств у воспитанников, поскольку утверждение человеческого достоинства предполагает совершение нравственных поступков, не позволяющих человеку поступать ниже своего достоинства. В этом смысле понимание собственного достоинства является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью.

Процесс по формированию достоинства личности воспитанника помогает педагогам решать задачу воспитания и развития личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Одним из уникальных и органичных ресурсов в решении этой задачи является казачья культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

В соответствии со сказанным следует отметить, что чрезвычайно важно вернуть утраченные человеческие ценности, отраженные и закрепленные в опыте народа, в его самобытности, в неповторимой народной культуре, восстановить связь времен. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем наследии, так как это прямой путь к без духовности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины. Именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Донская земля - это колыбель исконно казачьих традиций. Изучение истории родной земли является важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне. Ведь только у человека, воспитанного на знании, памяти, любви к родному краю, у человека, осознающего личную связь с прошлым, можно сформировать мировоззрение настоящего Гражданина, ответственного за настоящее и будущее своей страны. Нынешние юные казачата – это «завтра» России.

Значительный воспитательный эффект достигается путем участия детей в фольклорных творческих коллективах, где ребята могут знакомиться с песнями, танцами, играми, характерными для казачьей и в целом южнорусской культуры. Именно в песнях, закличках, прибаутках ребята узнают о прошлом наследии.

Воспитание самосознания воспитанников на культуре донского казачества – это знакомство с семейными традициями и обрядами от святой купели и до конца земной жизни. Работа в этом направлении немыслима без тесного взаимодействия с семьями, которые тоже становятся активными участниками воспитательного процесса, внедряя у себя элементы казачьей культуры. В рамках культурного казачьего сообщества принципиально значимо, чтобы воспитательная среда детского учреждения активно соотносилась с другими воспитывающими средами. Очень важны для детей встречи и общение с настоящими казаками.

У каждого народа есть своя история, культура и именно Донской край славится своими традициями. Совместная деятельность педагогов и воспитанников помогает возрождению казачьих традиций и приобщению детей к культуре своего народа. Одной из традиций донских казаков является празднование православных праздников.

В результате мероприятий дети должны обладать знаниями по истории казачества, гордиться историческим прошлым своего края. Знать и различать понятия «предки, родственники, поколение», родовые и семейные традиции. У детей должны укрепиться понятия ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким. Иметь представление о красоте и разнообразии природы Донской земли, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые произрастают на территории Ростовской области. Должны знать главные христианские праздники, казачьи обычаи и обряды; любить и уметь исполнять казачьи песни; обогатить свою речь донскими пословицами, загадками, сказками; знать о профессиях, распространенных на территории Ростовской области.

Основной формой работы с детьми являются коллективно- творческие дела. КТД позволяют создать в школе широкое поле, которое заключается в том, что каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства. КТД имеет огромное влияние как на личность каждого воспитанника, класс, так и на весь большой коллектив школы. При подготовке и проведении общешкольных дел идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива, и формирование достоинства личности воспитанника. При проведении традиционных школьных мероприятий у воспитанников формируются организаторские навыки, создаются условия для сплочения коллектива взрослых и детей, расширяются возможности совместной деятельности. Содержание общешкольных дел направлено на самореализацию и развитие способностей учащихся, создание творческой атмосферы, формирование у детей общечеловеческих ценностей. Мероприятия охватывают различные направления воспитательной деятельности, используются различные формы и методы работы.

Развитие творческих способностей детей осуществляется через организацию часов детского творчества (ЧДТ). Участие в ЧДТ решает целый «веер» педагогических задач: происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят. Детям предоставляется возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Система часов детского творчества, коллективных творческих дел расширяет и дополняет базовый учебный план школы-интерната, помогает создать индивидуальную воспитательно-образовательную среду, направленную на формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

Духовно – нравственное, патриотическое воспитание ребёнка-это основа формирования будущего гражданина, в наше время это одна из сложных задач. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение духовным, нравственно-патриотическим содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности.

Организация воспитательно-образовательной работы предполагает духовное развитие каждой личности и всего коллектива в целом, формирование базовых понятий духовности, чувства долга, чести, ответственности на основе осознания исторически сложившейся казачьей системы нравственно-патриотического воспитания. Все эти чувства не возникают сами по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека.

Духовно-нравственное воспитание на основах православной культуры и казачества даёт положительные результаты для формирования достоинства личности воспитанников. Самое главное, что требуется от педагога – любовь к детям; духовная грамотность и жажда знаний; «горение» педагога и его интерес, который «заразит» окружающих его детей. Отличные результаты даёт совместная работа школы и семьи. Ведь «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Поэтому только педагог, школа смогут посеять в души детей из неблагополучных семей ростки веры добра, надежды на будущее и любви к ближнему.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Мы стоим в начале большого пути и пробуем решать проблемы современного общества, так давайте решать их вместе! Задумайтесь над словами русского педагога – христианина Константина Дмитриевича Ушинского: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию».

Опубликовано: 30.12.2017