Анализ стихотворения. Семинарское занятие

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Колмакова Татьяна Владимировна

Организация: МАОУ Лицей №9

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Семинарское занятие МО учителей словесности совместно с МО учителей начальной школы

 

Одно из направлений деятельности МО учителей словесности МАОУ «Лицей №9» г Новосибирска – интеграция с МО учителей начальной школы. Основная форма взаимодействия педагогов – совместные учебно-методические семинары на актуальные темы содержания предметов словесности и методики их преподавания. Такая работа обеспечивает преемственность в обучении детей при переходе из начальной школы в среднее звено, позволяет выработать общие методические принципы в изучении отдельных тем и разделов по русскому языку и литературе, способствует совершенствованию предметной, методической, коммуникативной компетенций учителей. В настоящей статье предлагаются материалы семинара «Анализ художественного произведения», который состоит из двух занятий: «Анализ стихотворения» и «Анализ прозаического произведения». Каждое занятие включает образец «взрослого» анализа произведения и способы развёртывания учебного материала по этому произведению на уроке.

Чтобы воспитать квалифицированного читателя, учитель должен сам быть таким читателем, уметь проанализировать произведение. Анализ текста на разных уровнях его организации позволяет обратить внимание на художественные особенности произведения, выделить их и отобрать для работы на уроке в соответствии с дидактическими принципами научности и доступности те факторы художественной целостности, которые наиболее полно обеспечат эмоциональную и семантическую рефлексию учащихся по поводу прочитанного.

Занятие №1. Прочтение стихотворения

Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело»

Стихи живые сами говорят

И не о чём-то говорят, а что-то

С.Я. Маршак

Важной установкой в анализе поэтического текста является осмысление его родовой принадлежности. Лирическое произведение не имеет сюжета в строгом определении этого литературного понятия, оно не говорит о событии, а является запечатлением состояния, переживания, размышления. Поэтому при организации рефлексии по прочитанному тексту уместно спросить, не о чём стихотворение, а какие мысли, чувства, настроение оно вызвало. После определения и формулирования первоначального впечатления, следует обратиться к тексту, отыскивая в нём те факторы художественного целого, которые вызвали именно такое читательское впечатление. Это могут быть отдельные слова, детали, заглавие, построение текста, тропы, фигуры и т.п. Нахождение, выделение таких частностей в тексте порождает новые суждения и чувства, т.е. новые впечатления, которые опять подтверждаются, «проверяются» текстом. В этом и состоит основное назначение аналитического прочтения – в откровении новых смыслов. В процессе такой работы формируется художественное восприятие ученика, развивается его речь, аналитические навыки.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело»

Стихотворение вызывает чувство лёгкого, едва ощутимого беспокойства и в то же время восхищения, любования величественным явлением природы – смятение, присущее человеку во время грозы. Такое наше восприятие порождено поэтическим текстом: неисчезающими образами солнца и земли, принахмуренной и потонувшей, но в сиянии. Сердитыми раскатами грома и тёплым ветром.

Строфика. Первое визуальное впечатление – строгая строфика стихотворения: пять катренов, окончание каждого совпадает с окончанием предложения, заставляя читателя остановиться. Говорная интонация задаётся многочисленными поэтическими переносами: несмело солнце смотрит, нивы зеленее, пламень окаймил и т.д.

Ритм. Главный признак стихотворной речи – её особая ритмическая организация. Ритм в стихах задаётся размером. Размер стихотворения «Неохотно и несмело» - четырехстопный хорей. Семантическая окраска хорея – динамика. Именно такой размер обозначает движение, изменения в природе, наступление грозы. Но хорей этого произведения с пиррихиями, что делает движение постепенным, плавным, расширяя пространства, протягивая «раскатывая» звуки (неохотно и несмело, потонуло, прогремело). Во всём стихотворении только два стиха канонического хорея:
Дальний гром и дождь порой

и

Вихрем пыль летит с полей

Это ритмическая маркировка главного смысла, главного явления.

 

Рифма. Далее уместно обратить внимание на рифму. Рифма точная, перекрёстная, с чередованием мужской и женской клаузул. Перекрёстный рисунок рифмы тоже создаёт состояние смятения в природе, передаёт противоположные чувства лирического героя.

Часто в стихах имеет большое значение зарифмованность слов не только фонетическая, но и семантическая, она связывает пространство и состояние, определяет действие, расширяет пространство. Например, несмело-прогре-мело, поля-земля, порывы-нивы, взглянуло-потонула.

Рифма выводит на определение кольцевой композиции: поля-земля – в первом и в последнем катренах.

Художественное пространство и время. Движение и ритм передаются не только размером, но и особой организацией художественного пространства. Поэтический взгляд движется от неба (солнце) к земле (поля), опять устремляется к небу (туча), возвращается на землю, опять к небу (туча), вихрем на поля, и дальше опять к солнцу и возвращается к полям на землю. Неотделима от пространства и временная организация. В начале действие выражается грамматической формой настоящего времени (смотрит), затем сменяется прошедшим (прогремело). В следующей строфе назывные предложения выражают состояние природы как данность существования здесь и сейчас. Затем опять выступают формы прошедшего времени (пробилась). Опять сменяется настоящим (пыль летит) и заканчивается прошедшим. Обратим внимание на то, что в произведении используется приём употребления грамматической категории прошедшего времени в семантике настоящего. Всё вместе: образы открытого пространства (небо – солнце –тучи, земля –поля –нивы) и временные образы создают хронотоп наступающей грозы.

Какая она, гроза? Каково состояние мира и человека в нём? Зримыми, слышимими и осязаемыми делают образы средства художественной выразительности.

  • и фигуры. Из синтаксических средств художественной выразительности остановимся на инверсии, функция которой акцентировать значимость слова, поменявшего своё «законное» место. Принахмурилась земля, потонула земля – на первом плане действие. Стоящие после определения определяемые слова уступают место предмету, явлению. Пламень летучий, раскаты громовые, ветра тёплого. Это инверсия означает важность предмета, явления, существования, сущности.

Основа художественного произведения – художественный образ, то, что образованно. Самые распространённые и узнаваемые средства создания художественного образа – тропы, а среди них – метафора и эпитет. Где метафора, там всегда превращение, преобразование. Солнце не просто смотрит, его действия наделены признаками (неохотно и несмело). В конце стихотворения оно взглянуло исподлобья. Земля принахмурилась. Почему именно так? Такими увидел солнце и землю человек. И эти средства художественной выразительности прежде всего передают состояние лирического героя, как и эпитеты: ветра тёплого пламень летучий, сердитые и смелые раскаты. Оживление, наделение человеческими качествами предметов и явлений природы передаёт чувства человека, его ощущение присутствия Духа вечного и живого вокруг. Можно обратить внимание на отсутствие сравнений в произведении. И это тоже фактор художественного впечатления. гроза как явление в данном поэтическом пространстве несопоставима с чем-то ещё, она несравнима и несравненна.

Гроза у Тютчева – не наказание. Всё стихотворение проникнуто идиллическим мироощущением лирического героя, ощущением духовного родства и гармонии с природой. Ведь земля хоть и смятенная, но потонула в сиянии.

В ходе анализа мы подтвердили наши первоначальные ощущения от восприятия текста, открыли новые смыслы, вышли на определение я-в-мире, наметили вопросы, которые помогут организовать прочтение произведения на уроке.

 

Вопросы и задания для учеников:

  1. Какие чувства, мысли и настроение вызвало в вас стихотворение?
  2. Как вы думаете, почему образы солнца и земли есть и в первом и в последнем катрене?
  3. Сколько строф в стихотворении? Везде ли конец строки совпадает с концом предложения? Почему так?
  4. Определите размер стихотворения. Найдите строки без пиррихиев.
  5. Определите рисунок рифмы. Найдите смысловые связи в зарифмованных словах. Найдите одинаковую рифму в стихотворении.
  6. Найдите олицетворения, эпитеты, сравнения, определите их назначение.

 

При выявлении каждой частности текста следует задавать вопросы, позволяющие определить назначение каждого фактора для художественного целого произведения:

Почему именно так?..

Для чего служит?..

Что вы увидели? Услышали? Почувствовали?

Если бы не было этой детали, то…

И т.п.

Опубликовано: 06.11.2017