Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основе сказкотерапии

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Зимоглядова Ирина Сергеевна

Организация: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №197

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Содержание

Введение 3

Глава 1. Роль сказки в воспитании детей 8

1.1. Сказка как средство воспитательного воздействия в разные периоды развития дошкольников 8

1.2. Значение сказки в развитии творческого воображения дошкольников 15

Глава 2. Методические рекомендации по работе со сказкой 23

2.1. Виды сказок и их особенности 23

2.2. Методы и приемы сказкотерапии для дошкольников 33

Заключение 46

Список использованных источников 50

 

Введение

 

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди детей, бродяжничеству, наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению, к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.

Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет использование новых технологий духовно – нравственного воспитания. Такой технологией является сказкотерапия.

Общеизвестно, что возраст от трёх до шести – это возраст почемучек. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

Другая причина необходимости духовно – нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка.

Сказкотерапия - интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний; которая используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Как это возможно?

Во – первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира.

  • – вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействия с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В – третьих, в сказке отсутствует прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно.

В науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Нравственное воспитание должно занимать важное место в формировании здоровой, целостной, гармоничной личности, основы которой начинают формироваться уже с самого малого возраста. Ребенок не является пассивным объектом формирования условиями окружающей действительности и ее влиянием. Он способен делать свой собственный выбор, соглашаться с тем, что нравится и отвергать то, что ему чуждо.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей появляется способность к оценке поступков своих и чужих. Он совершает, особенно под влиянием взрослых и сверстников, как неосознанное добро, так и столь же неосознанное, бездумное, иногда жестокое зло. В отношении к праву дошкольники не являются сознательными нарушителями, находятся по ту сторону правовых отношений. Поэтому первая задача педагога заключается в помощи ребенку в дифференциации понятий добро и зло, правильно и неправильно.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Отмеченные противоречия позволили сформировать проблему нашего исследования - применение сказкотерапии в духовно - нравственном развитии детей дошкольного возраста.

Объектом исследования выступает сказкотерапия как таковая.

В качестве предмета – сказкотерапия как метод воспитания детей дошкольного возраста.

Целью данного исследования является рассмотрение применения сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие сказки как метод психологии;

2. Выявление роли сказки в воспитательном процессе детей;

3. Разработать методические рекомендации по использованию сказкотерапии в работе воспитателя.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С.Немова и других.

Гипотеза формулируются следующим образом: сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе имеются исследования, направленные на изучение проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир и нравственные ценности дошкольников (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, JI.C. Выготский, Я. Дейковский, A.B. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я. JL Коломинский, Е. И. Кульчицкая, Н. А. Рубакин, С. JL Рубинштейн и др.)

Немалый интерес для нашего исследования имеют работы, рассматривающие проблему слова как инструмента лечебной педагогики (Е.В. Балашова, В.П. Белянин, К. А. Кедров, Р. Кроули, Дж. Милк, А. М. Михайлов, М. В. Осорина, В.Я. Пропп, А. А. Романов, В.П. Руднев, Д. Ю. Соколов, А. И. Сосланед, К. Эган и др.)

Смысл рассказываемой сказки, сюжетная линия, характеры героев и мораль сказочной истории всегда несли в себе ценностное нравственное значение, оказывающее влияние на сознание детей. На Западе сказкотерапия как направление практической психологии зародилось на рубеже шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Основателем метода является Милтон Эриксон. В качестве самостоятельного современного течения в Россию «лечение сказкой» пришло относительно недавно: в девяностые годы двадцатого столетия.

Особое внимание уделяется исследователями изучению сказкотерапии как одного из двигателей личностного развития ребенка-дошкольника, поскольку сказкотерапия в своих символах содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, нравственные ценности, убеждения и этапы становления личности ребенка (В. Беттельгейм, М. Е. Бурно, А. Ф. Лосев, Н. Г. Малахова, К.Г. Юнг и др.).

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

 

Глава 1. Роль сказки в воспитании детей

1.1. Сказка как средство воспитательного воздействия в разные периоды развития дошкольников

 

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников.

Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания дошкольников.

Как известно, данный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок не сразу сам по себе приобретает навыки и умения взрослых, а лишь общаясь с взрослыми, он перенимает у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Основной мотив деятельности дошкольника - познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать.

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера.

У ребенка одного - двух лет еще не сформировалось такое восприятие, поэтому надо четко определить, какие фольклорные произведения доступны восприятию малышей. В этом возрасте малыш не дифференцирует реальное и сказочное. (Может быть, поэтому впечатления детства, особенно ярки и остаются на всю жизнь).

В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу повтора. «Бабка за детку, детка за репку...» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию.

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. В этом возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка — в противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные — книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон. Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно).

Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы. В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии развития воображения. Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением. Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне.

Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка.

Сказка не дает прямых наставлений детям (например, «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Любая сказка имеет социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.

В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков. После слушания сказок «Колобок», «Козлятки и волк», «Петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «Козлятушки – ребятушки», «Петушок-золотой гребешок», «Коза-дереза» и др.

В средней группе продолжаем знакомить детей со сказками. В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возрасте начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце» и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказка детям нужна для того, чтобы заглянуть в «кладовые» личности и извлечь от туда такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие другие.

В процессе разнообразных сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Сказка рассматривается как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

 

1.2. Значение сказки в развитии творческого воображения дошкольников

 

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка совсем другое.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно – манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. [3, с.46]

Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, она выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного.

Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают взрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что родители им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Как отмечает Берн Э., ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности. [2, с. 101]

Слушая сказки, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки - младший ребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении, и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы.

Исходя из этого, нравственное воспитание в дошкольном возрасте предполагает следующие задачи:

- воспитание любви к Родине;

- воспитание дисциплинированности, культуры поведения;

- воспитание воли и характера;

- воспитание трудолюбия, активности, инициативности, творчества, честности, справедливости, организованности;

- воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям.

Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.

Добрые и злые герои живут в сказочном мире, взаимодействуют друг с другом, при этом они не говорят ребенку - делай как я или, наоборот, - не делай. Ребенок эмоционально сживается с любимыми героями и видит и начинает понимать, что такое добро и зло, хорошо и плохо.

Какие нравственные качества воспитывает сказка в ребенке?

Можно долго перечислять, т. к. сколько сказок, столько и поучений. Сказка восхваливает доброту, смелость, остроумие, трудолюбие и осуждает хвастовство, зазнайство, наивность; сказка учит уважительному отношению к родителям, семье, учит быть щедрым, упорным, честным, сильным, мудрым и осуждает лень, глупость, жадность, жестокость, ложь.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. [7, с. 76].

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Сказка - это удивительное по силе средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка [27, с.16]:

- Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

- Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

- Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность.

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Сказкотерапия – это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.

Для большинства детей метафора - это такая знакомая реальность, ведь наше детство соткано из сказок, мультфильмов, сказочных киногероев, именно они оказывают наибольшее воздействие на душу ребенка.

Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии.

Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся они по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей: сезонные сельскохозяйственные работы, сезонные изменения в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в их преображающую силу.

Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты, поэтому занятия по духовно – нравственному воспитанию детей включают «бабушкины сказки». Они позволяют естественно вернуть в жизнь ребёнка и семьи принципы православия. Идеи веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно – нравственное содержание сказок.

Целью сказкотерапии является активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Существует и ряд задач:

1. Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

2. Стимулировать творческое самовыражение.

3. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

 

Глава 2. Методические рекомендации по работе со сказкой

2.1. Виды сказок и их особенности

 

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [28, с.7]: художественные (народные), авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т.д. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д.

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с детьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Сказки такого типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир.

Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможны «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. Так, в сказке А.С. Пушкина, князь Гвидон обращается за помощью к своей помощнице и она обращает его то в комара, то в муху, то в шмеля.

Сказки смешанного типа. В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Очень важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказки обсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Поэтому к каждой сказке предлагаются вопросы, игры и творческие задания, которые развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер; учат общению и наблюдательности; воспитывают чувство взаимопомощи; помогают ребенку глубоко и активно постигать основы родного языка, математики, искусства.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

Авторские художественные сказки. Чтобы помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Примерно с 6 лет можно также использовать или придумывать сказки-притчи и бытовые сказки.

Авторская сказка или сказка правильно подобранная к жизненной ситуации помогает ребенку как бы со стороны взглянуть на свою ситуацию, увидеть возможные пути решения проблемы.

Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний. Примерами дидактических игр могут служить игры: «Отгадай мою сказку», «Один начинает - другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев), «Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие), «Хорошо – плохо» (оценка поступков героев), «Добрые – злые» (развитие эмоций, изобразительных навыков).

Алгоритм дидактической сказки – задания:

1. Создание образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного материала).

Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям. Схема терапевтической сказки:

  1. подбор героя (похожего на ребенка);
  2. описание жизни героя;
  3. помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
  4. герой ищет и находит выход.

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания [21, с.54-55]:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

2) И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

3) Из-за этого…Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

4) Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сказки. Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия, которые приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и навыков речевой и двигательной выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставится идея экспромта. Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает социально – личностный аспект формирования личности ребенка.

Рекомендации по организации и проведению занятий.

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

  • Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления.
  • В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях и чувствах.
  • Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу, коллективное единство и сплоченность.
  • Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу во время занятия.
  • Возможно повторение использование одних и тех же сказок через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.
  • Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения необходимо варьировать.
  • Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.
  • Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура занятия:

1) Ритуал «входа» в сказку.

2) Повторение (вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились).

3) Расширение (расширить представление ребёнка о чем – либо).

4) Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка).

5) Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).

6) Резюмирование (обобщить приобретённый опыт).

7) Ритуал «выхода» из сказки (закрепить новые знание, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде).

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

С помощью волшебной сказки возможно проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявить черты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности. Например:

  1. Рассказываем ребенку сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить ребенка в сказку. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок.

Воспитатель должен наблюдать, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Необходимо обращать внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям.

  1. Просим ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае следует исходить из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе ребенка, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев [14, с.217].

Кроме описанных способов, в воспитании детей возможно использовать и другие формы сказкотерапии. Например, сочинение ребёнком собственной сказки. Цель – развитие творческого воображения, речи, а также диагностика зарождающихся нравственных отклонений. Ребёнка можно попросить рассказать маме (воспитателю) сказку, например, про его любимого плюшевого мишку. Ребёнок в таком случае будет ассоциировать себя с главным героем, и по его поступкам и его роли в сказке воспитатель может судить о личностных качествах ребёнка.

Таким образом, сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

На основе методических рекомендаций можно содержательно и логично выстроить работу с родителями детей. Тексты сказок и последующая беседа с детьми по их содержанию могут быть успешно использованы. Вопросы по содержанию сказок составляются таким образом, чтобы укрепить связи на эмоциональном и вербальном уровне родителей с детьми, дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в непринужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок.

Воспитатель должен научить детей видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства.

 

2.2. Методы и приемы сказкотерапии для дошкольников

 

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой [23, с.43-45]:

- чтение сказки, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.

- рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

- инсценировка педагогом.

- беседа, обсуждение. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных.

- рисование сказки - это еще одна возможность присвоить сказочную информацию в виде наглядного материала. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

- сочинение окончания сказки – это и способ выражения проблем ребенка и пути преодоления;

- постановка или проигрывание сказки – В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

- применение дидактических игр на материале знакомых сказок.

Кроме традиционных методов можно использовать просмотр экранизации сказки с последующим обсуждением, ролевую игру (в т.ч. постановку детского спектакля), рисование по мотивам сказок, игры в группах с использованием фольклорного материала и т.д.

Большим событием в жизни маленького человека может стать первое знакомство с театром. Посещение ТЮЗа, в т.ч. и кукольных спектаклей может стать той формой сказкотерапии, которая окажется для конкретного ребёнка наиболее эффективной.

Выделяют и ряд других методов, которые можно использовать на занятиях сказкотерапии.

Метод «Изготовление кукол». В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи [5, с. 32-33]:

1. Проведение психодиагностики.

2. Достижение эмоциональной устойчивости.

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие грубой и мелкой моторики.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

- образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки;

- ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

- предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать вывод об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Метод «Песочная терапия»

Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Как пишет Сакович Н.А. [17, с. 23], «в подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства». Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют одновременно решать задачи диагностики, развития.

В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.

1.Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной точки зрения в речи – доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо – ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4.Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – к пониманию эмоций других и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5.Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – драматизации.

6.Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Работа по игровой сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссёрская игра, комментирование, изодеятельность, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками.

1. Познавательно – аффективная ориентировка.

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

2.Словесное комментирование – эмоционально – аффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развёрнутых словесных описаний.

3.Выражение замещающей потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх - фантазиях по сказке.

Игровые методы и приёмы используются в определённой последовательности.

Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует три основные задачи.

- Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

- Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

- Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи смысловых оттенков слов.

Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.

  1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
  2. Отображать эмоциональные образы в темпоритмике.

Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.

  1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
  2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными её героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Дети с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под её впечатлением ассоциативных представлениях.

Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпи­зодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию дру­гого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоци­онального подтекста сказки.

Приемы работы со сказками:

- Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.). Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

- Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки). Примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).

Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).

- Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому - дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Сказки о бытовых предметах - началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев:

Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)

- Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

- От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

- Нарисуй сказку - дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам.

В своей работе мы также используем следующие методы для развития творческого воображения:

«Рассказ о конкретном персонаже» - суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.

«Сказка с помощью картинок» - суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

Центральный момент сказкотерапии — добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен най­ти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о ска­зочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказ­котерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрос­лого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на вклю­чение в игру остальных ребят.

Большое внимание на занятиях по сказкотерапии уделяется двигательной активно­сти. Лишь не­большую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпи­зодам сказки.

В играх поощряются самостоятельные высказывания детей отно­сительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных пере­живаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

Во время проведения сказкотерапии, у детей в процессе занятий образуется набор способов разрешения трудных ситуаций, понимания механизмов их воплощения в жизнь.

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, но рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.

Употребление стереотипных выражений, помогающих ребенку:

  1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны авторские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным взором выстроить образный ряд повествования. «Вжиться» в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.
  2. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых, или подростков).
  3. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.
  4. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
  5. Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, а следующий участник группы присоединяется к сказочной фразе одну или две.
  6. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой.

Этапы работы со сказкой:

Линия, кульминация и развитие сказочного сюжета. Стимулирует развитие сказочного сюжета ведущий (воспитатель). Во время разыгрывания сказки главные герои осуществляют повествование и взаимодействие не по сценарию, а от себя. Каждый ребёнок должен проявить свою личную позицию во время разыгрывания сказки. У неё должно быть логическое завершение.

Участникам занятия необходимо понять основные идеи сказки, т.е. что с помощью её хотели передать автор сказки. Воспитатель заранее подготавливает вопросы: О чём сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодиться то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?

Далее мы обсуждаем мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения – выявление видимой и скрытой мотивации героев. Чтобы выявить скрытую мотивацию, задаются следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?

Если у детей возникает утомление, занятие плавно прекращается и внимание детей плавно переключается на другой вид деятельности, обычно, связанный с изодеятельностью. Темы для рисования, лепки, аппликации, подбор сказок и художественных произведений для заучивания наизусть, для игр – драматизаций подчинены достижению основной цели – целостному духовно – нравственному развитию личности ребёнка.

Задача воспитателя – не разрушать семейные устои, а обогащать их содержание духовными потребностями, в том числе потребностью разговаривать с детьми на этические темы, отвечать на вопросы детей о том, что «такое хорошо, и что такое плохо».

Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют ребёнку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют его испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в дошкольном детстве, и задача взрослых помочь ребёнку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны о одобряемы обществом. Эффективное духовно – нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений.

 

Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно, оказывает воспитательное воздействие. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Сказки для малышей – это лучший способ привить ребёнку хорошие черты характера, обучить этикету и правилам безопасности без нотаций. Ведь интересную историю малыш готов слушать всегда! Задумываясь над историями не про абстрактных персонажей, а именно про себя, ребёнок проецирует на себя положительные качества героев и на простых примерах видит, почему доброта, воля и смекалка важны в жизни.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках.

Необходимо придумывать сказки самим или вместе с ребенком – подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система» [28, с. 7], которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т. д. Сказки формируют у ребёнка позицию бережного отношения к окружающему миру; прививают любовь к своей истории, Родине; помогает ему в овладении навыков взаимоотношения с миром. В сказках ребёнок усваивает общечеловеческие ценности, морально – нравственные ценности культуры, учат его труду, формируют активную жизненную позицию. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться жить в ней.

Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно оказывает воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.

Дальнейшая научно-практическая работа в направлении разработки эффективных методов воспитания посредством сказкотерапии для различных возрастных периодов представляется особенно интересной.

Настоящее исследование посвящено разработке комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии для формирования и развития нравственных качеств ребенка дошкольного возраста.

Приступая к работе с ребенком, нужно задаваться целью показать ребенку иные способы разрешения внутренних и внешних конфликтов и затруднения; рассматривая вымысел как проявление психической энергии и принимая в нем участие, пытаться направить течение этой энергии в новые русла, ранее не используемые по каким-либо причинам. Нужно помочь развернуть и использовать то, что есть в потенциальном состоянии внутри самого ребенка.

Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческое воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методик по работе над сказками, которые позволяют развивать творческое воображение детей, а также пополнить словарный запас, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь.

Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого).

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Сказка может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Взаимосвязь сказки с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитию творческого воображения.

Таким образом, сказка, как продукт творчества ребенка, является богатым материалом для анализа особенностей психического развития ребенка. Рассматривая сказкотворчество ребенка, мы получаем возможность выявить признаки, по которым ребенок производит дифференциацию мужских и женских ролей. С помощью сказки можно выявить представления ребенка о типичных психологических, личностных свойствах, способностях и направленности интересов мужчин и женщин; то есть проанализировать, как ребенок усвоил и преломил в своем сознании и поведении определенную нормативную систему, заданную социокультурным окружением и воспитанием.

 

Список использованных источников


1. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики / Материалы экспериментального курса / Урал. гос. пед. Ин - т. – Екатеринбург, 1992. – 73 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. / Под общей редакцией д.ф.н. М.С. Мацковского. СПб – М.: Университетская книга ACT, 1997. – 264 с.

3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон» 2000. – 112с.

4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987. – 189 с.

5. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. – 80 с.

6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… – М.: Линка – Пресс, 2003. – 298 с.

7. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Издательство ДНК, 2001. – 152 с.

8. Круглов Ю. Г. Русские народные сказки. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.

9. Люблинская, A.A. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972. – 256 с.

10. Мосолов, В. А. История русской педагогики как урок современному нравственному воспитанию. // Актуальные проблемы профессионального образования и совершенствования гуманитарных знаний / Под ред. И.П. Кузьмина. СПб., 1995. – 217 с.

11. Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания: Учебн. пособие для студентов вузов / A.B. Мудрик. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320с.

12. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М.: Знание, 1987. – 176 с.

13. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: ЛГУ, 1986. – 376 с.

14. Расскажи мне сказку / сост. Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.– 463 с.

15. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. А.А. Давыдова Т. 1. – М. 1993; Т. 2. – М., 1999. – 254 с.

16. Рувинский, Л.Н. Нравственное воспитание личности./ Л.Н. Рувинский –М.: МГУ, 1981. – 184 с.

17. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – С Пб.: Речь, 2004. — 224 с.

18. Сборник статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов. М., МГУК, 1996. – 147с.

19. Соколов, Д. В. Сказки и сказкотерапия / Д. В. Соколов. М.: Просвещение, 1996. – 128 с.

20. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов. М., МГУК, 1996. -147с.

21. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.

22. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К. Котырло: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, НИИ психологии. М.: Педагогика, 1987. - 141 с.

23. Чех Е.В. Я сегодня злюсь, расскажи мне сказку. - СПб.: Речь, 2009. – 144 с.

24. Юнг К. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души: Пер. с нем. - М.: Канон, 1994. – 336 с.

25. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. - № 2. – с 73 – 85.

26. Гинзбург М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками // Психологическая наука и образование. – 1997. - №1. - с 66 – 75.

27. Гурова Л.Л. Когнитивно – личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С. 14 – 21.

28. Зинкевич – Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии (ч. 1) // Школьный психолог. – 2001. - №25. – С. 5 – 12.

29. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. – 1998. - №1.– с 76 – 82.

30. Сидорова Л. А. Влияние русских, чувашских и английских народных сказок на нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. – 2001. – 518. – С. 76-80.

31. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки // журнал практического психолога. – 1999, №10-11. С.27-37.

Опубликовано: 11.10.2017