Роль профессионально – ориентированного обучения иностранному языку в формировании компетенций конкурентоспособного специалиста

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Белякова Татьяна Викторовна

Организация: ГБПОУ СТПТ

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

         Профессиональное образование  в России нацелено на качественную  подготовку квалифицированных,  конкурентоспособных  специалистов, стремящихся к постоянному саморазвитию и профессиональной  самореализации. Конкурентоспособный  специалист это специалист, обладающий  творческой активностью,  способный достигать поставленные цели, владея  различными профессиональными компетенциями для решения  профессиональных  задач[1]. Требования к  квалифицированному  специалисту и  современные  условия жизни  требуют  использования  новых методов, подходов  и технологий    в подготовке конкурентоспособного  специалиста. Конкурентоспособность современного специалиста определяется как высокой квалификацией в профессиональной сфере, так и   готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации.

        Изучение  иностранного языка это обязательный компонент профессиональной подготовки  специалиста. Современная концепция   изучения  иностранного языка предполагает создание определённой системы подготовки  специалиста, которая  позволит ему  адаптироваться  к  условиям  профессиональной деятельности [2]. Такая подготовка  должна быть нацелена  на профессионально – ориентированное обучение иностранного языка, учитывая  все особенности  будущей профессии или специальности.  Профессионально - ориентированное  обучение должно сочетать в себе  не только овладение  профильно-ориентированным  иностранным языком, знание  культуры  и обычаев страны  изучаемого языка, но и приобретение специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях. В настоящее время  профильно-ориентированное  обучение  является  приоритетным направлением в  обновлении образования. 

Существенным  компонентом профессиональной деятельности специалистов становится  иноязычное общение, так как владение иностранным языком позволяет реализовать такие аспекты профессиональной деятельности, как своевременное ознакомление с новейшими технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, установление профессиональных контактов с зарубежными партнерами. Оно обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции.

       Профессиональная потребность студента, готовящегося стать высококвалифицированным специалистом  это основная  мотивация при овладении иностранным языком. Профессиональная мотивация средствами иностранного языка даёт возможность реализовать  принцип преемственности в обучении иностранному языку [3]. Знания, полученные  на уроках иностранного языка в средней школе, усложняются  и максимально приближаются к уровню профессиональной коммуникативной компетенции. Следовательно, главной особенностью учебного предмета Иностранный язык  в СПО  является его профессионально - ориентированный характер, отраженный в учебной цели и содержании обучения.

       Содержание профильно-ориентированного обучения иностранному языку должно составить процесс формирования коммуникативной компетенции. Результатом  формирования  коммуникативной компетенции являются умения, формируемые  в пяти видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме, переводе. Изучение иностранного языка имеет профессиональную направленность  уже со второго года обучения в СПО. Современный, конкурентоспособный  специалист должен быть, действительно, компетентен в профессионально-ориентированной сфере общения, он должен свободно обмениваться терминами на иностранном языке в области своей специальности. Также он должен иметь навыки для перевода и интерпретации предметно-научной литературы.

Так,  созданные  на уроке профессионально - ориентированные учебно-речевые ситуации могут помочь в овладении иностранным языком как средством общения в качестве основной цели. Для того чтобы учащийся совершил ожидаемое речевое действие, необходимо поставить его в такие условия, которые вызовут это речевое действие. А значит  задача преподавателя – создать эти условия. Коммуникативное задание или коммуникативная цель, с которой начинается иноязычная профессионально - ориентированная учебно-речевая ситуация, ставит студентов в условия игры, в которой воссоздаются  как социальные отношения, так  и профильно-ориентированная  направленность [4].  Участники речевого общения, вступив в речевой контакт, получают социальные   роли. При распределении ролей необходимо учитывать интересы обучаемых, их индивидуальные особенности и уровень  иноязычной подготовки. Органическая связь обучения иностранному языку с изучением специальных дисциплин обеспечивает высокую информативность учебного материала, его актуальность. Работа с иноязычной информацией способствует формированию и развитию профессиональных интересов студентов, активизации их познавательной деятельности, готовности обучаемых целенаправленно использовать полученные языковые знания в сфере профессиональной деятельности. Создаваемые на занятии ситуации позволяют проигрывать фрагменты действительности будущей профессиональной деятельности студентов, тем самым осуществляя профессиональную направленность обучения иностранному языку[2]. 

          На мой  взгляд, для достижения поставленных целей в основу преподавания иностранного языка должны быть положены следующие принципы:

1) тесная совместная работа преподавателя иностранного языка и преподавателей дисциплин профессионального цикла;

2) учебный материал должен опираться  на оригинальные  иностранные источники, включая специальную терминологию. Источником могут служить в первую очередь энциклопедии и специальные  технические справочники, журналы, а также поиск информация через интернет, учебники и различные учебные пособия и т.п.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку целесообразно осуществлять с учетом современных технологий обучения, такие как инновационные и проектные технологии, обучение в сотрудничестве, метод портфолио, а также дистанционное обучение. Наличие лингвистических знаний дает возможность выпускникам  техникумов и колледжей быть в курсе всего нового, что издается в их профессиональной области, вооружает  достижениями мировой науки, способствует использованию их в своей практике. Важнейшей целью обучения иностранному языку становится  приобретение и дальнейшее развитие профессиональной языковой компетенции, которая формируется из знаний языковых реалий, развивающих умения и навыки, и необходимых для результативного общения в различных областях профессиональной и научной деятельности[3]. Имея такой багаж знаний  можно говорить о конкурентоспособности  современных специалистов.

Таким образом, преемственность в профессионально-ориентированном обучении способствует более прочному владению иностранным языком и формированию конкурентоспособного специалиста в современном мире.

 

                 Литература:

 

  1. Орлов  А. А. Педагогическое образование: поиск путей повышения конкурентоспособности специалиста, Педагогика. – 2012. – № 10.
  2. Серова  Т. С. Целевой подход в организации и введении лексики при обучении профессионально-ориентированному чтению на иностранном языке: Учебно – метод. пособие  под ред. Н.С. Чемоданова. Выпуск 18. – Москва, 2015. – 152 с.
  3. Каргина Е.М. Использование принципа преемственности в профильном профессионально-ориентированном обучении иностранному языку. Гуманитарные научные исследования. – Февраль 2014. – № 2.
  4. Вайсбург М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – М., 2013. – C. 29
Опубликовано: 14.10.2016