Развитие творческого потенциала обучающихся в условиях современного образовательного процесса

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Некрасова Наталья Николаевна

Организация: МКОУ СОШ №2

Населенный пункт: Ставропольский край, с. Бешпагир

Творчество, сотрудничество, новизна, заинтересованность, поиск

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, т.е. должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.

Восточная мудрость гласит: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Поэтому невозможно представить современный процесс обучения без использования интерактивных технологий. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы [1; 5].

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, развивает личные качества участников[5;7].

В преподавании своего предмета использую такие приемы интерактивные обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся - это учебный мозговой штурм; игровое моделирование; погружение; работа в группах и в паре; кластер; синквейн; эссе, лекции со стопами и др.

Ученики активно стали мне помогать при подготовке презентаций, включились в проектную деятельность. На уроках стали активнее, появился интерес к творчеству писателей, нравится работать в творческой мастерской, над проектом. Вот тогда я оценила ценность интерактивных методик, которые позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, формировать ключевые компетенции. Именно интерактивное обучение помогает мне организовать познавательную деятельность так, что в учебный процесс познания вовлекаются практически все учащиеся.

Рассмотрим несколько примеров.

«Ковёр идей». На мой взгляд, данный приём можно применять как на уроках гуманитарных дисциплин, так и во внеурочной деятельности при решении важных для учащихся проблем.

Этапы работы:

На I этапе работы попробуем понять проблему. Найдем ответ на вопрос: почему такая проблема существует.

  • Каждая группа получает 10 цветных полосок и большой лист бумаги.
  • Задание для группы: ответить на поставленный вопрос, написать свои ответы на полученных полосках бумаги (на одной полоске один ответ, при этом не обязательно использовать все полоски), а после этого сделать на большом листе бумаги "ковер" наклеивая все полоски таким образом, чтобы все написанное можно было прочитать.
  • На работу группам дается приблизительно 10 минут.
  • После окончания работы группы представляют свои "ковры" и зачитывают ответы.

Затем мы говорим, что теперь знаем, почему возникают непонимание, и поэтому можем перейти ко II этапу поиска решений. Подумаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию.

  • Каждая группа получает 10 цветных полосок бумаги (другого цвета) и, помня о причинах, записывает свои идеи (как решить данную проблему) на цветных полосках (на одной полоске один ответ, при этом не обязательно использовать все полоски - как и на предыдущем этапе), а потом доклеивает эти новые полоски к своему "ковру".
  • На работу группам даем 10 - 15 минут.
  • После окончания работы группы представляют свои "ковры" и зачитывают идеи.

Мы уже знаем причины и знаем, что можно сделать, чтобы это изменить. Необходимо перейти к III этапу, то есть к индивидуализации действий. На этом этапе каждый из нас ответит себе на вопросы: Что лично я сделаю в течение этого года, чтобы изменить существующую ситуацию. Какие конкретные действия предприму?

  • Каждый пишет запланированные им действия на полоске бумаги (на одной полоске одно действие, если кто-то решит сделать больше - берет у ведущего следующую полоску).
  • Группа собирает вместе индивидуальные полоски, но не клеит их в этот раз к "ковру".
  • Скажи, что сейчас прочитаем наши действия. Будем это делать таким образом: по очереди каждая группа будет читать 1 полоску, если в другой группе есть такая же идея, она откладывается в сторону.
  • Группы по очереди читают, ведущий занятие берет у них полоски и клеит их на стены так, чтобы потом можно было легко прочитать.
  • Когда идеи исчерпаются, просим группы приклеить оставшиеся полоски к своим "коврикам" и повесить их на стенах.

Приступаем к IV этапу, то есть эвалюации идей. Это тот момент, когда мы оцениваем реалистичность наших намерений.

  • Каждый учащийся получает 2 красные наклейки и 2 зелёные. Красный цвет обозначает, что наверняка это сделаю, а зелёный - что попробую это сделать.
  • Ходим по залу, ещё раз перечитываем свои идеи и идеи других участников и приклеиваем наклейки на выбранных нами идеях (не обязательно использовать все наклейки).

Подводя итоги, говорим, что таким образом у нас была возможность подумать, что каждый из нас сделает, чтобы помочь в решении общей проблемы [6;15].

В старшей школе основной способ деятельности - мыследеятельность, поэтому ведущими приёмами являются дискуссия, дебаты, ролевые или деятельностные игры. Рассмотрим приём «Письменные дебаты».

Письменные дебаты

Методика письменных дебатов открывает возможность для проведения подобного диалога в письменной форме при участии всех учеников класса. Метод позволяет углубить знания учеников в области заданной темы, учит культуре дискуссии, развивает способность к аргументации. При этом учитель получает великолепный материал, который может служить основанием для оценки.

Этот метод особенно хорош и эффективен в отношении спорных, неоднозначных тем.

Способ проведения

  1. Ученики дома (либо на предварительных занятиях) знакомятся с темой, которая должна стать предметом дебатов. Накануне дебатов учитель на уроке, информируя учеников о предстоящей теме, кратко поясняет, каким образом будут проходить дебаты (это особенно важно, если дебаты проводятся впервые).
  2. Руководитель делит класс пополам, рассаживает учеников за столы, выставленные в ряд по обе стороны класса, и определяет, какую точку зрения будут отстаивать участники каждой группы (например, группа 1 - сторонники, группа 2 - противники данного утверждения).
  3. Далее руководитель соединяет учеников попарно так, чтобы в каждой паре оказались сторонники противоположных взглядов. Обозначим пары порядковыми номерами или буквами алфавита. Если в классе нечетное количество учеников, учитель должен подключиться к дискуссии на правах недостающего партнёра. Преподаватель раздает ученикам из группы 1 по листку бумаги в клеточку, обозначив в каждом из них номер (символ) пары.
  4. Ученики, сидя по обе стороны класса, начинают парный письменный диалог. Ученикам из группы 1 отводится 5 минут на формулировку одного открытого аргумента в пользу занимаемой ими позиции. Они записывают его на листок в форме одного старательно отредактированного параграфа. В это время ученики второй группы готовятся аргументировать свою точку зрения, которую они смогут изложить во время дебатов.
  5. Затем листки переходят к партнёрам противоположного лагеря (противникам введения военного положения), которым отводится 8 минут на формулировку и запись ответа на аргументы своих партнёров по паре и изложение собственных контраргументов.
  6. Такая процедура обмена аргументами повторяется 2-3 раза, причем каждый ученик должен обязательно ответить на аргумент партнёра и дописать затем собственный контраргумент. Обычно достаточно 3-4 раундов, чтобы исчерпать знания учеников. В последнем раунде ученикам предоставляется возможность написать итоговый вывод. После этого работы собираются.
  7. Хорошей формой подведения итогов в дебатах является вопрос, обращенный к обеим сторонам: "Каковы были наилучшие аргументы противника?"
  8. Работы могут оцениваться учителем индивидуально или попарно. Если учитель планировал выставить оценки за эти работы, он обязан предупредить об этом учеников в самом начале урока [4;75].

Итак, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее. Школьники учатся обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности. Интерактивные методы обучения развивают такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного поиска истины. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.

Литература:

  1. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения– М., 1989.
  2. Гин, А. А. Приемы педагогической техники / А. А. Гин. - М., 2005.
  3. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения. Книга для учителя / В. С. Грехнев. – М., 1990.
  4. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. – М., 1998.
  5. Кларин, М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. - №7.

Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий / А. К. Колеченко. - Спб., 2004.

Опубликовано: 05.05.2019