Обобщение педагогического опыта на примере урока биологии «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Федоров Андрей Валерьевич
Организация: МАОУ СОШ № 84
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Хочу Вас познакомить с обобщенным самоанализом конкурсного урока биологии в 8 классе по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» (§ 18, с. 115-121 в учебнике Дмитрия Васильевича Колесова Биология. Человек. (Дрофа. Вертикаль – 2018 – 416 с.) линии для основной школы (5—9 классы), созданной под руководством В.В. Пасечника).
Это второй по счету урок в разделе «Внутренняя среда организма» (всего в разделе три параграфа). Тип урока по ФГОС – урок открытия новых знаний.
Ставилась следующая цель урока: продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, показать пользу прививок; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; профилактика употребления наркотических веществ.
Задача урока: формировать универсальные учебные действия через:
- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться
с мнением другого человека; (личностные УУД)
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)
Структура соответствует типу урока и его дидактическим (обучающим) задачам.
Организационный этап способствовал концентрации внимания детей и внутренней готовности к работе. На этапе актуализации новых знаний мною было предложено направить к цели познавательную деятельность учащихся.
На этапе актуализации знаний была проложена связь с предыдущим материалом. Дети формулировали тему и целеполагание самостоятельно. Определена практическая значимость данного материала.
На этапе проблемного изучения нового материала и применения новых знаний использовались методы фронтальной беседы, работы с учебником, элемент технологии развития критического мышления прием Инсерт – чтение текста с пометками, в результате чего дети для себя определили круг вопросов, на которые они хотели бы получить ответ в течение урока.
На этапе первичного применения новых знаний была предложена командная работа создание кластеров с использованием материала учебника. А так же пройти мини-анкету и оценить свой иммунитет.
На этапе закрепления знаний была использована интересная командная форма работы - составление речевок с иллюстрациями, что позволило создать условия для творчества, проявления креативных идей и не оставило равнодушными каждого участника команды. Так же заинтересовала учащихся работа в командах над «биологическими гонками», где важны и быстрота и точность ответов, что заставляет осознанно воспроизводить вновь полученные знания.
На этапе рефлексии учащиеся увидели результаты своей деятельности в форме биологического резюме по клише и осознали, для чего они изучали данную тему и как она им пригодится в будущем, вернулись к целеполаганию.
На этапе инструктажа о домашнем задании были даны указания порядка его выполнения. Повышению интереса к домашнему заданию способствовали дифференцированные задания: темы сообщений на выбор, составление синквейна.
При подведении итогов урока и оценки деятельности была отмечена положительная работа всех учеников класса и поставлены всем участникам команд положительные отметки для создания ситуации успеха.
На уроке получилось в полной мере организовать сотрудничество с детьми, активизировать их мыслительную деятельность. Интерес к уроку поддерживался и был на моем контроле в течение всего урока.
На уроке было отведено время расслаблению – физкультминутке, что способствовало выравниванию эмоционально состояния и переключению видов деятельности. Релаксация — метод воздействия на организм с целью выравнивания эмоционального состояния.
Образ конструируемого урока совпал с реально проведенным. Урок полностью строился в форме совместной деятельности учителя и учеников, регулярно отслеживалась проверка усвоения знаний.
Я думаю, мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.
Методы обучения и используемые приемы послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся, помогали привлечь внимание учащихся, вызывали желание мыслить.
Разработка моего урока может быть использована учителями, работающими по любому УМК в 8 классе, студентами педагогических вузов биологических специальностей, а также для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ.