Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Абдрахманова Айгуль Маратовна

Организация: МАОУ СОШ «Земля родная»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Новый Уренгой

Письмо Министерства общего профессионального образования РФ

Данное письмо является дополнением к письму Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Согласно п. 2.9.5. Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. № 309 в первом классе в сентябре и октябре проводится по три урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: «... в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.

В течение восьми недель учитель гложет планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков -театрализаций, уроков-экскурсий, уроков -импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если он проводится не в классно-урочной форме.

Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

При проведении трех уроков я день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предмета-ми, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4-5 экскурсий по

окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 урока-театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.

 

Организация уроков по математике.

Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группам предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе приведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.; экскурсия в кабинет математики.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

 

Организация уроков окружающего мира.

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формулирующую систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно, на уроках окружающего мира проводить изучение части материала в форме подвижных игр и игр - театрализаций. Они проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки осени: экскурсия «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли в огороде».

2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево»; подвижные игры, например, «Комнатные растения».

3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсии по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город (село)», «Дорога от школы до

...» (особое внимание обращается на места опасного перехода), Также ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться».

4. Здоровье: подвижные игры, например. «Чистота - залог здоровья».

 

Организация уроков музыки.

Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:

* пластическое интонирование;

* музыкально-ритмические движения;

* свободное дирижирование;

* игра на элементарных музыкальных инструментах;

* разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

 

Организация уроков изобразительного искусства.

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и

цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

- прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, для урока «Золотые краски осени»);

- экскурсии в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства) (например, для урока «Красота изделий народных умельцев»);

- игры (например, к уроку «Игра в художника и зрителя»).

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него «войти», изобразить его через движения своею тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.

 

Организация уроков труда.

Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.

1. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.

2. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.

Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы, Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно

сделать из шишки (желудя и др.)», «Из каких природных материалов можно сделать фигуру лисички».

Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?» «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы», и т. д.

3. Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», или урок-игру «Бумажная авиация», включающий в себя запуск моделей самолета из бумаги и игры- соревнования, например, на дальность полетов.

4. Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость людям» на местное производство, где используется текстиль, бумага, глина и др.

5. Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенка.

Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.

Используемая литература:

«Письмо Министерства образования РФ «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» // Завуч начальной школы. – 2002. - № 1 – С. 83

Опубликовано: 20.10.2015