Нравственно – патриотическое воспитание в начальной школе

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Жирнова Любовь Анатольевна

Организация: МБОУ СШ № 5

Населенный пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой

Воспитание в подрастающем поколении нравственности и патриотизма имеет принципиально важное значение не только для развития, но и для самого существования России. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.

Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского воспитания. Сущность гражданских качеств личности учащихся, на формирование которых должна быть направлена учебная и воспитательная деятельность общеобразовательной школы, определяется:

1. Историческими традициями отечественной культуры, всех народов Российской Федерации, духовными идеалами и ценностями современного российского общества;
2. Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством об образовании и региональными законодательными актами (Закон РФ «Об образовании»);
3.Нормативными и программными документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации.

4. Содержанием базовых учебных курсов гуманитарного образования, дополнительного образования и воспитания, их методическим обеспечением.

В числе основных качеств личности гражданина, которые должны формироваться у школьников в процессе обучения и воспитания в российской школе, можно выделить следующие:

– любовь к Родине, уважение отечественной истории и культуры, знание и почитание общенациональных идеалов, ценностей, святынь;
– любовь к своей семье, уважение института семьи в обществе;
– уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных отношениях, в коллективной деятельности в обществе;
– бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и благоустраивать природную среду в нашей стране;
– желание активно участвовать в производственном труде для личной самореализации и процветания всего российского общества;
– уважение ценностей российской национальной культуры, культуры своего этноса и культуры других народов России, способность к сотрудничеству с представителями разных этнических и конфессиональных групп в российском обществе;
– уважение российского государства как высшей формы самоорганизации российского общества, понимание целей и задач его деятельности;
– уважение гражданских прав и свобод в обществе, охраняемых законом (политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова), свободы взглядов и убеждений сограждан, мировоззренческая толерантность;
– социально-политическая активность, готовность к политической деятельности в рамках действующего законодательства;
– готовность к защите Отечества, выполнению патриотического воинского долга в условиях внешней опасности для российского государства и общества.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, с необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм- это основа всесторонней личности, знающей историю своих предков.

Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью своего края. Уроки математики дают представление о развитии отечественной науки. Изобразительная деятельность, музыка развивают творческие способности учащихся, прививают чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Уроки русского языка, чтения формируют у учащихся культуру русского речевого общения, изучают историю России, исторические события в произведениях соотечественников.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.


Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
Поэтому данная работа включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, школе, городу.
Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
Воспитание уважения к труду людей.
Развитие интереса к русской народной культуре, ее традициям и промыслам.
Расширение представлений о России, ее столице.
Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.
Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их культуре и традициям.
Эти задачи решаются во всех видах деятельности: на уроках, во внеклассных занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в школе и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.

Патриотическое воспитание учащихся через систему классных часов:

-изучение государственной символики России;

-уроки мужества;

- встречи с ветеранами ВОВ;

-беседы, посвященные чествованию памятных дат, дней воинской славы;

-классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери и другие мероприятия.

Патриотическое воспитание учащихся через систему дополнительного образования:

- участие в различных конкурсах, выставках по патриотической направленности.

Эффективное патриотическое воспитание учащихся сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

Патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребёнка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная работа, а так же личный пример учителя, чтобы решить все задачи патриотического воспитания.

Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить . Если учитель в процессе обучения и проведения воспитательной работы со школьниками будет опираться на исторические факты , связанные с выдающимися людьми, являющимися нравственными ориентирами и настоящими патриотами своей Родины, то все мы получим новый социальным тип личности адаптированный к многонациональности российского государства, уважению и толератности к другим народам, любви к своей Родине, к своим близким, способного на преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Литература:

1.Аронов А.А. Воспитание патриотов. М., 1992.

2.Ефремова Г. Народная культура и патриотическое воспитание школьников. // «Воспитание школьников», №8, 2005.

3.Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 2005.

4.Михайлова О.И. Какого человека мы растим. // «Начальная школа», №8, 2002

Опубликовано: 15.06.2018