Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы в вечерней школе

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Белкина Елена Валентиновна

Организация: ГКОУ ВСОШ

Населенный пункт: Тверская область, г. Тверь

В настоящее время сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. И это очень актуально в наших школах при исправительных учреждениях. Обучающие у нас ,педагогически и социально запущены, у них неустойчивая память и кратковременное внимание, поэтому личностно-ориентированное обучение как нельзя лучше подходит для обучения осужденных.

Итак, цель личностно-ориентированного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Как подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех? Какой должна быть эта деятельность? Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой учитель. И, я думаю, что у каждого есть свои методы и приемы решения проблемы. При личностно-ориентированном подходе важны следующие моменты:

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Например, сообщив тему и цели нашего урока, я могу задать вопрос: чему мы должны сегодня научиться? Чтобы увидеть учащегося в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Интерес к изучаемому предмету может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации. На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем.

Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ.. Учитель не предлагает учебный материал в готовом виде, создает на уроке проблемную ситуацию - ситуация познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. В этот момент ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес .Например, на доске запись: «Пришёл ко мне товарищ, поседел (посидел) у меня». Какое слово записано неправильно? Дети делают вывод о том, как меняется смысл предложения от одной только буквы. Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с психологическими, индивидуальными качествами учащихся. . Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма. Это учащиеся с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие письменную речь (дизлексики), страдающие дисграфией. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать отвращение к предмету, к школе.

Использую творческие дифференцированные задания. Например, подготовка сообщения на определенную тему, описание, «озвучивание» картины или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ему возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Данный вид работы я тоже часто использую на уроке. Например, изучаем тему «Буквы о-а в корне –кос- - -кас-. Ученикам, даже слабоуспевающим, совсем не трудно составить алгоритм или таблицу к данной орфограмме. Затем мы обсуждаем, На уроках составляли опорные таблицы по различным разделам орфографии ( Слитное и раздельное написание не словами.- Правописание н и нн.- Чередующиеся гласные в корне слова.- Правописание о и е после шипящих и др.)

 

После этого обсуждаются составленные таблицы. Алгоритм облегчает выработку орфографического навыка, особенно медлительными учащимися с неустойчивым вниманием, так как позволяет при выполнении упражнения осуществлять определенные «шаги», способствующие осознанному овладению навыком.

 

Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы. Например, при изучении произведения «Отрывки из журнала Маши» Одоевского мы беседовали на тему «А нужно ли вести личный дневник». Ребята высказывали свои мнения, весьма неоднозначные. При изучении отрывков из «Отрочества» Л.Толстого мы беседовали на такие нравственные темы, как «Дружба», «Предательство», оценка данных критериев в среде подростков. После прочтения «Детство» М.Горького мы обсуждали вопрос «Можно ли применять физическое наказание в семье?»

Важно выслушать мнение каждого , как бы ни были мы ограничены во времени. Ведь на уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Научить жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, правильно оценивать события, описанные в произведении, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте. И опять обращу ваше внимание на особенности нашего контингента и на нашу воспитательную задачу: способствовать адаптации осужденных на свободе.

На мой взгляд, огромную воспитательную силу имеет само художественное слово, сам язык великих мастеров.

Часто на уроках я использую такой прием. В самом начале урока я предлагаю придумать предложения на тему «Зима» («Весна» и т.д) Учащиеся свободно выражают свои мысли, ведут творческий диалог. Исчезает страх выступления перед аудиторией. Расширяется словарный запас. Учащиеся учатся слушать и слышать других людей.

 

Организацию учеников для достижения цели провожу по-разному. Или веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы, или провожу работу учащихся над учебным материалом микрогруппами. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина я распределила класс на группы и предложила им подготовить сообщения о жизни и творчестве Пушкина. Одна группа получила задание подготовить сообщение и презентацию о детстве поэта, другая – о лицейских годах. Ученики отнеслись к делу очень ответственно.

На уроках ( изучения нового) использую прием совместного поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.

Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер.

При личностно-ориентированном обучении ученикам предоставляется свобода выбора, т.е. он сам выбирает наиболее интересные задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно принимает участие на уроке.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…– Было интересно…– Было трудно…– Я выполнял задания…– Я понял, что…

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.

Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу.

Опубликовано: 22.11.2017