Организация проектной деятельности
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Хайми Наталия Ивановна, Курбанова Ирина Борисовна
Организация: ГБОУ школа № 594
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Современный образовательный процесс невозможно представить без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной и имеет широкую область применения во всех сферах системы образования.
Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе методов проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Учебный проект – это форма работы, ориентированная на изучение какой-либо законченной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов.
Цели работы:
* формирование интереса к знаниям, расширение общенаучного кругозора учащихся,
* развитие интеллектуальной функции (вспомнить, узнать новое, освоить работу
* с программами, получить навыки работы над проектом),
* развитие креативного, творческого мышления, воображения,
* развитие воли (умения довести поставленную перед собой задачу до конца),
* развитие позитивной «Я – концепции» (я знаю, я умею, я могу… - чувство собственного достоинства),
* развитие эмоциональной сферы (развитие положительных эмоций: радость, сочувствие, сопереживание),
* развитие сотрудничества, умения работать в команде (взаимопомощь, взаимообучение).
Уже в течение нескольких лет мы используем метод проектов при изучении различных тем курса. Заканчивая изучение темы «Текстовый процессор Word», учащиеся выполняют итоговую работу. Изучив технологию работы в Ms Power Point, дети создают индивидуальные презентации по выбранной теме. Ознакомившись с основами создания Web-сайтов в среде MS Front Page или MS SharePoint, ученики делают собственные странички. В качестве итоговой работы выпускники выполняют мультимедийные проекты.
Примерные темы для компьютерных проектов:
1. Обучающий проект, презентация, Web-сайт по темам курса информатики. 2. Обучающий проект, презентация, Web-сайт по различным школьным предметам (литература, история, биология и т.д.) 3. Проект о школе или своем классе 4. Мой город, мой район. 5. Спорт, искусство 6. Новости науки 7. Необычные праздники 8. Веселая фразеология 9. А вы знаете, что…? 10. Необычные архитектурные сооружения и т.д.
Рассмотрим методику проектной деятельности на примере создания школьных Web-сайтов и мультимедийных проектов.
Мультимедийный проект – интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т.д.
Проекты разрабатываются как в индивидуальной, так и в групповой формах под руководством учителя-информатики, а по мере необходимости привлекаются учителя-предметники. Проектная работа включает в себя следующие этапы:
1. этап моделирования (сбор информации, разработку информационной структуры, наполнение структуры данными, выбор способа обработки информации и разработку модели представленных результатов),
2. реализации (реализация модели в электронной и материальной средах),
3. практического применения (практическое применение полученных результатов заключается в проведении уроков-конференций, докладов на школьных конференциях, использовании результатов проектирования на уроке, в клубной деятельности и т.д.).
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Разработка мультимедийного проекта в учебных целях выполняется на базе приложений Microsoft Office, для подготовки материалов используются дополнительные программные продукты (Photo Editor, Adobe PhotoShop, Звукозапись и др.). Часто мультимедийный проект содержит базу данных, выполненную на базе приложения Microsoft Access. Демонстрация проекта осуществляется при помощи программы Microsoft Power Point.
Материал, включаемый в проект, может быть представлен рисунками, аудио, видеозаписями, текстами т.д. Это принципиально разные виды информации. Для работы с ними существуют свои программные среды.
Поэтому в процессе работы ученик работает с целым комплексом программ, часто не входящим в школьную программу.
Проект разрабатывается в течение серии занятий. Работа разбивается на несколько этапов:
* Постановка проблемы, выбор темы, подбор материала, ознакомление учащихся с требованиями к выполнению проекта и требованиями к защите проекта. Ребятам предлагается ряд разнообразных тем для проекта (в том числе и свободная тема, которая предварительно согласовывается с учителем информатики). Выдвигаются требования к выполнению и защите проекта.
* Анализ объектов. На этом этапе рассматривается, из каких объектов может состоять проект, как они будут связаны друг с другом.
* Разработка сценария и синтез объектов. На этом этапе необходимо предусмотреть последовательность работы с продуктом, возможность изменения хода работы (управляющие кнопки) и выход из него (завершение работы). В сценарий закладывается звуковое сопровождение, причем оно не должно утомлять и мешать работе.
* Выбор формы представления информации.
* Определение программных продуктов для реализации проекта. Их 2 вида: для подготовки и обработки материалов и для создания мультимедийного проекта непосредственно.
* Синтез компьютерной модели объекта. Реализация мультимедийного проекта на персональном проекте включает 2 этапа: подготовка материала для работы и создание мультимедийного проекта.
* Подведение итогов. Работа с мультимедийным проектом. Учащиеся с интересом смотрят работы других и оценивают их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта.
Web-сайт – совокупность web-страниц, посвященных одной теме и связанных между собой ссылками.
Подготовительная работа: задание для индивидуальных проектов объявляется заранее, за 2-3 недели до начала работы над проектом, для того, чтобы ученики могли оценить свои возможности и доступные им информационные ресурсы. На этом этапе учитель помогает сформулировать тему работы, рекомендует источники информации. Требования к проекту и критерии оценки также объявляются до начала работы над проектом. Этапы создания Web-сайтов
* Выбор темы (из предложенных учителем направлений или собственные предпочтения). Создание рабочей группы, распределение обязанностей.
* Анализ содержания и будущей структуры сайта. Сбор информации: тексты, образцы фона, иллюстрации из различных источников (сканирование, Интернет и т. д.) Структурирование материалов.
* Создание эскиза страницы. Оформление – это первое, на что обращают внимание посетители сайта. Но на этом этапе достаточно сделать черновой вариант на листе бумаги.
* Этап реализации проекта. Создание шаблона страницы на основе эскиза. В шаблон вносятся общие для всех страниц элементы (фон, панель навигации, меню, заголовок, логотип и т. д.)
* Наполнение сайта информацией. На этом самом продолжительном этапе в работе над проектом ученики набирают текст, вставляют изображения. Параллельно идет подготовка графики для страниц (обработка фотографий, создание художественных заголовков, кнопок, анимации).
* Создание гиперссылок, панели навигации.
* Тестирование и отладка локальной версии сайта. Проверка ссылок.
* Защите проекта. Обоснование выбора темы, обзор технологий, обсуждение.
* Анализ работ, подведение итогов.
О роли педагога в процессе работы.
Педагог в ходе всей подготовки проекта выполняет роль коллеги, организатора деятельности, консультанта. Реализация метода проектов и исследовательского метода ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Он направляет разные виды деятельности учащихся. (Нередко при этом учитель сам пополняет свои знания). Проекты – очень хорошая практика для повышения эффективности образовательного процесса. Работа над проектом требует как от детей, так и от учителя много времени и сил, но при правильном управлении учителем процессом работы детей проектная методика способствует усвоению прочных знаний по предмету.
Литература:
1. Макарова Н.В. Информатика 10-11. СПб, изд. «Питер», 1999 г.
2. Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., "Академия”, 2000.
3. Сергеев И.C. Как организовать проектную деятельность в школе. Москва, АРКТИ, 2003
4. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта». Автор – старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО к.п. н Бухаркина М.Ю. М., 2003.
5. Журнал «Информатика и образование», № 5, 2007