Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Черясова Екатерина Владимировна

Организация: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Энгельс

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Дидактические основы активизации учения обучающихся………….5

    1. Методы активизации познавательной деятельности обучающихся………………………………………………………………….6

1.2 Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности…………………………………………………………………………7

Глава 2. Способы активизации познавательной деятельности, при преподавании информатики…………………………………………………….11

2.1 Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики…………………………………………………………….11

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

…никакая внешне предлагаемая
информация не может быть перенесена
внутрь его, если у школьника нет
соответствующей мотивации и
личностно значимых образовательных процессов.

А.В.Хуторский

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление обучающихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы студентов формируются через их потребности и интересы (Потребность - Интерес - Мотив), все усилия преподаватель должен направить на развитие познавательных интересов обучающихся.

Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания студентов.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения обучающихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решения, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

Глава 1. Дидактические основы активизации учения обучающихся

Обучение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы включить каждого обучающегося в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современного образования. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.

Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности обучающихся строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

-привлечение обучающихся к целям и задачам урока;

-возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

-включение обучающихся в интересную для них форму работы

1.1 Методы активизации познавательной деятельности обучающихся

Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

по источникам передачи и характеру восприятия информации:

словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);

практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.);

по характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:

-объяснительно-иллюстративный метод,

-репродуктивный метод,

-метод проблемного изложения,

-частично-поисковый или эвристический метод,

-исследовательский метод;

по основным компонентам деятельности преподавателя:

-методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

-методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

-методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы, программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый);

по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и обучающегося (система методов проблемно-развивающего обучения):

-по уровню проблемности и видам деятельности преподавателя (методы изложения: монологический, диалогический; методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный);

-по характеру учебной деятельности обучающихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая);

-по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образования, побуждения и контроля)

1.2 Педагогические условия, способствующие развитию

познавательной активности

Примеров в педагогике достаточно. Одним из них является опыт В. Ф.Шаталова. В нём четко, строго определена организация всего учебного процесса, деятельность обучающихся, В. Ф.Шаталов говорит: «Четкость и глубина изложения учебного материала преподавателя, ежедневный опрос, доброжелательная помощь педагога и товарищей, систематическая работа, становящаяся навыком, - залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность».

Условия, для проявления познавательной деятельности:

-создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

-создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

-включение учащегося в активную деятельность, коллективные формы работы;

-использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

-использование проблемных ситуаций;

-практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

-формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;

-учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений,

-воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, приемов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Способы активизации обучения

- проблемный способ обучения

- проработка материала в микрогруппах (Интернет, книги, интересный материал)

-опережающее обучение (доклады)

- постановка вопроса на который надо ответить в конце занятия

-составление опорного конспекта и плана лекций

- визуализация (карточки, схемы, рисунки, таблицы.

- интерпретированные и бинарные уроки практического и теоретич обучение)

-приглашение на занятие компетентного специалиста

- эвристическая беседа

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта учащегося;

- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (наглядный материал, кроссворды, занимательные упражнения и т. д.);

- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Наблюдения за обучающимися показывают, что знания будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание обучающихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности обучающихся. Должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло обучающихся мыслить.

Если знания добыты через разрешение проблемной ситуации, через грамотно поставленные вопросы, на 20% – 30 % усвоение материала проходит лучше. Также на познавательную активность обучающихся влияет и то, на сколько логично излагает материал преподаватель. При объяснении нового надо опираться на прежние навыки, умения, на жизненный опыт обучающихся. И тогда новые знания станет доступным и понятным.

Важное значение имеет и применение на уроке наглядного материала. Это привлекает внимание обучающихся. Делает обучение интересным.

Глава 2. Способы активизации познавательной деятельности, при преподавании информатики

2.1 Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики

В обучении информатике на уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую студенту как можно более раскрыть свои способности. Сочетание нескольких технологий, применяемых преподавателем на уроке, позволяет сделать каждый урок привлекательным и неповторимым. Использование элементов развивающего обучения существенно повышает уровень знаний по информатике, познавательную активность обучающихся.

Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте, поделиться своими знаниями – характерные показатели познавательного интереса. И здесь много зависит от эмоционального настроя преподавателя, его умения импровизировать.

Человек есть творец. Природа наградила человека способностью открывать новое и позаботиться о богатстве чувств, возникающих при творческом озарении. Способность человека делать открытия – не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Задача преподавателя создать творческую атмосферу, помочь обучающимся самореализоваться.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики представляю учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:

  • презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить обучающимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);
  • компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
  • интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает студент в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);
  • графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);
  • видео или мультипликация фильмов и роликов (и нет ничего зазорного в том, чтобы студент, смотрел на уроке мультфильм, если он несёт в себе хоть какой-то образовательный смысл).

На уроках информатики отдаю приоритет именно практической деятельности обучающихся, через которую и происходит познание. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект).

Для решения обозначенной проблемы применяю в работе метод обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом этого является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. Внедрение такой формы обучения информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины.

В целях активизации использую такие приёмы:

• особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

• добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость;

• создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, попросить группу решить задачу урока совместно или подгруппами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного» материала с самого начала демонстрирую удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью подлежащего изучению языка, выполняющих потрясающие действия: рисующих «матрицу» на экране, воспроизводящих мелодию (особенный эффект это вызовет, если к компьютеру не подключены колонки). После такой демонстрации у части студентов может возникнуть желание самим создать что-то подобное.

Для активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий помогают межпредметные связи.

Использую такие средства:

решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда для кабинета; составление программы, решающей физическую, химическую, математическую или иную задачу);

внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой (часто в проектной деятельности требуются знания из других дисциплин, иногда можно типовые задачи разбавлять терминами разных областей знаний);

комбинирование уроков (здесь могут присутствовать каждый или оба из предыдущих пунктов).

Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.

Заключение

Работая над методической темой «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики», пришла к некоторым выводам:

  1. Необходимо обратить особое внимание именно на познавательную деятельность учащихся, т.к. активизация деятельности учеников на уроках информатики не представляет особого труда. Эта активность связана в основном с восприятием учащимися компьютера только как средства развлечения. И, соответственно, изучение компьютера, как вычислительного средства, инструмента для поиска, обработки, передачи информации, т.е. как важнейшего орудия для осуществления информационных процессов, наконец, изучение устройства и принципов работы ЭВМ отходит у большинства обучающихся на второй план.
  2. Активизируя познавательную деятельность учащихся средствами информатики (а точнее – информационных технологий), реализуя меж-предметные связи в сочетании с современными мультимедийными возможностями и всем известной значимости урока информатики для школьников можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации.

Список используемой литературы:
Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – М., - 2015.

  1. Горбунова, А.И., Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся.: М.: Просвещение, 2014.-350с.

  2. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. http://psyedu.ru/view.php?id=84
  3. Замов, Л. В., Наглядность и активизация обучающихся в обучении.: Ростов-на-Дону.: Легион, 2013.-210с.
  4. Калмыкова, З.И., Зависимость уровня усвоения знаний от активности обучающихся в обучении.: М.: Дрофа, 2014.-220с.
  5. Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении.: М.: Просвещение, 2013.-150с.
  6. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2014. — 67с.
  7. Смолина Л.В.. Применение современной методологии продуктивного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ // Сб. трудов н-пр.конференции ОГПУ – март 2013г
  8. Хуторской А.В.. Методика личностного ориентированного обучения. М., Владосс-пресс, 2014, с.55
  9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креа-тивного обучения.- М., 2013.
  10. Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдес». – 2013. -2 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 2014. — 208 с.
Опубликовано: 13.04.2017