«Раз словечко, два словечко - будет песенка.» (Музыкально-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями 4-10 лет)

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Троицкая Алла Витальевна

Организация: АУ ВО «ОЦРДП «Парус надежды»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

«Музыкальное воспитание -это не воспитание музыканта,а, прежде всего, воспитание

человека»

В.А. Сухомлинский.

 

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не вы полнит свои воспитательные функции. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить умения и навыки - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию.

Разностороннее развитие личности ребенка с ограниченными  возможностями на музыкальном занятии обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным , умственным, физическим . Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально­ ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества,  музыкально-образовательной  деятельности  (получая общие сведения о музыке как виде искусства , а также специальные знания о способах, приемах исполнительства). Гармоничность  музыкально-эстетического  воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные детям до десяти лет и активизируются все творческие возможности растущего человека.

Целью музыкального воспитания детей  с ограниченными  возможностями является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

Само музыкальное искусство, его особенности  выдвигают  перед музыкальным руководителем ряд специфических задач:

  1. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе с разнообразны ми музыкальными произведения ми и используемыми средствам и выразительности.
  2. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,

формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пени я, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Все это позволит детям действовать осознанно, непринужденно, выразительно. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.

Содействовать, первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сна­ чала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

Для музыкальных занятий подбирается музыкальный материал, имеющий художественную ценность, доступный для понимания исполнения деть­ ми и дающий возможность систематического накопления навыков и умений. А также тот, который вызывает интерес у детей, в частности - это произведения, связанные с образами природы, любимыми праздниками, детскими играми, различны ми сказочными персонажами.

При выборе материала учитываются психофизические особенности детей. Уровень требований соответствует уровню возможностей ребенка. Используются различные виды методов и приемов. Музыка на занятии может звучать как в "живом" исполнении, так и в грамзаписи. Акцент делается на наглядный метод, который имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, применение наглядных пособий и опорных сигналов). Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение.

Музыка - искусство, воздействующее на  ребенка  уже  в  первые  месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки  к формированию в дальнейшем основных музыкально­сенсорных способностей. Музыкальные занятия развивают у детей эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни ив произведениях   искусства.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности детей на музыкальных занятиях. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке также даются в опоре на "живое" ее звучание. Главный принцип восприятия музыки - от простого к сложному. Музыкальное восприятие ребенка проходит в своем развитии ряд ступеней.

Музыка и радость в сознании детей тесно переплетаются. В начале знакомства с музыкальным искусством пение взрослого или звучание музыкального инструмента вызывают у детей радостное состояние. С каждым занятием границы восприятия окружающего мира расширяются, и  под влиянием музыкальной мелодии у ребенка уже рождаются определенные чувства и об­ разы: марш вызывает ощущение бодрости; пляска - веселье; песня - сочувствие какому-либо персонажу. Позже внимание детей привлекается к наиболее ярким особенностям музыкального произведения, пробуждая у них интерес к изобразительным средствам. Так, форшлаги в верхнем регистре напоминают чириканье птиц, арпеджированные аккорды, исполняемые стаккато - лай со­ баки, глиссандо ассоциируется с санками, летящими с горы, и так далее. Эти знания позже помогут детям осознать понятие тембра в музыке. Запомнив эти особенности, при повторном исполнении дети легко узнают всю песню или пьесу. Позже беседы о прослушанной музыке носят более развернутый характер. Внимание детей привлекается теперь к цельному образу и назначению отдельных выразительных средств. Так, исполняя "Камаринскую" П.И. Чайковского, обращаю внимание на то, что пьеса построена на русской на­ родной мелодии в вариационной форме, рассказываю об изобразительном характере музыки (пляска начинается легко, спокойно, постепенно танцор "расходится", его движения становятся все шире, быстрее, задорнее; внезапно звучание стихает, танец заканчивается), о выразительном значении музыкальных средств, имитирующих  народные инструменты (в первой вариации - дудочку, во второй - балалайку, затем - гармонику) . Беседа сопровождается проигрыванием отдельных вариаций, тем, фраз. Таким образом, пьеса воспринимается в ее развитии.

Очень важно в словесных пояснениях отмечать связь музыки с жизненными явлениями. Этому помогает художественная литература - образный краткий рассказ, сказка, стихотворение. Пользуясь словесными пояснениями, направляю внимание детей на задуманный композитором образ.

В работе над более глубоким восприятием музыки очень помогают наглядно-зрительные приемы: обращение к красочным рисункам, сюжетным игрушкам, различным пособиям. Часто использую книжные иллюстрации, эстампы. Могут быть также применены и различные методические пособия, активизирующие детское восприятие. Вот один из примеров. На небольших карточках нарисованы  танцующие и марширующие дети. Прослушав танец или марш, каждый показывает соответствующую картинку. Другой пример. Изображение бегущего мальчика и медленно идущего человека передает быстрый и медленный темп музыки.

В процессе развития ребенка  с ограниченными способностями важную роль играет вокально-хоровое воспитание. Формирование вокальных (звуко­образование, дыхание, дикция) и хоровых (ансамблевое пение, стройность звучания) навыков способствуют первоначальному правильному овладению певческой культурой.

Голос и слух ребенка с ограниченными возможностями формируются не только в процессе разучивания песен, но и путем специальных упражнений, развивающих  звуковысотный   слух,  певческую   интонацию,  их  координацию. На занятии вокальные упражнения занимают всего 2-4 минуты, но систематическое их повторение помогает правильному звукообразованию и  чистоте пения. Такие  упражнения  как  "Музыкальное  эхо",  "Нотное  эхо"  способствуют развитию чистоты  интонации.  А  пение звукоряда  учит детей  петь  напев­ но, на легато. В первое время  уделяется  больше  внимания  вокальным  навыкам и только лотом хоровым.  На этом этапе  развития детей с ограниченными возможностями главное  - добиться  возможно  более  "ровного"  звучания  на всех  звуках  диапазона.  Прежде  всего  необходимо  обратить  внимание  детей на певческую установку, ведь от нее зависит правильность дыхания . Спокойный, но, вместе с тем, достаточно  активный вдох с последующей  мгновенной задержкой обеспечивает напевный звук , так называемое пение "на опоре". Задание может быть таким: исполнить  на  одном  дыхании  короткую  фразу. Дети сами могут проверить правильность дыхания. Критерием послужит качество звука. Так, прерывистый звук станет показателем плохого дыхания. Следующим этапом является пение на "цепном" дыхании  на примере любой, уже  известной  детям,  песне.

Особая роль в вокально-хоровом воспитании принадлежит овладению культурой речи, выработке четкого выразительного произношения. Приемы развития дикции (правильного, ясного произношения) во многом зависят от литературного текста, правильного понимания его смысла. В песнях часто встречаются сложные слова для произношения детей с ограниченными возможностями, и тогда привлекаю к ним внимание, разъясняю, повторяю не­ сколько раз.

Разучивание каждой песни проходит ряд этапов. Сначала песня должна заинтересовать детей, увлечь их, возбудить желание ее спеть. На это направлено первоначальное выразительное исполнение. И только позже в процессе разучивания приобретаются певческие навыки, развиваются  голос  и  слух. Так дети постепенно знакомятся с песней.

В системе общего музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями значительное место занимают музыкально-ритмические упражнения. Благодаря занятиям ритмикой дети учатся правильно и красиво двигаться,  развиваются  музыкальные  способности,  происходит  приобщение к миру музыки. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям разнообразны. Это наглядно-слуховой метод (выразительное исполнение музыки), наглядно-зрительный (показ игр, плясок, отдельных элементов движений), словесный метод (образный рассказ о новом танце, пояснения и напоминания по ходу его исполнения и т.д.). Разучивание плясок, танцев, хороводов продолжается на занятиях лечебной хореографией.

Еще одна сфера музыкальной деятельности детей с ограниченными возможностями - игра на детских музыкальных инструментах. Шумовой оркестр доставляет детям большую радость. Игра в оркестре детей с ограниченными возможностями дает положительные результаты независимо от того, на каком инструменте ребенок играет. Развивается стремление к собственному творчеству, с большей полнотой открывается перед детьми мир звуков.

Все полученные детьми с ограниченными возможностями навыки и умения находят свое выражение в утренниках, которые проходят в конце каждого трехнедельного реабилитационного курса.

Все вышеперечисленное является частью той системы музыкальных занятий, которая способствует гармоничному развитию личности ребенка 4-1О лет с ограниченными возможностями.

Данное методическое пособие предусматривает 15 практических музыкальных занятий.

Опубликовано: 18.12.2016