Внедрение информационных технологий в образовательный процесс

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Волгин Александр Иванович

Организация: МКОУ Старочигольская СОШ

Населенный пункт: Воронежская область, с. Старая Чигла

В настоящее время информационные технологии оказывают всё большее влияние не только на все отрасли производства, но и на образование. Педагог в наше время должен постоянно повышать свою квалификацию для того чтобы «идти в ногу со временем» и помочь ученику стать компетентной, деятельной, креативной личностью.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс диктует необходимость изменения самого учебного процесса: переход то традиционных к инновационным формам, методам и способам обучения.

Подобные технологии активно применяются для обеспечения взаимодействия педагога и учащегося открытого и дистанционного образования. Современный педагог должен не только владеть передовыми технологиями нашего времени, но и уметь применять их в своей образовательной деятельности.

Неотъемлемой частью происходящих изменений является компьютеризация образования. Число людей, умеющих пользоваться компьютером, возрастает с каждым годом.

Компьютеризация пришла в образовательные учреждения в последние десятилетия. В современной системе образования широкое распространение получили универсальные офисные программы и средства ИКТ: текстовые редакторы, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, графические пакеты. Применение компьютерных технологий на уроках повышает мотивацию учебной деятельности, помогает выявить способности учащихся, обеспечивает наглядность, возможность самоконтроля и вариативность обучения, приводит к повышению эффективности усвоения учебного материала и активизации мыслительной деятельности учащихся. Наиболее часто учителя используют мультимедийное представление материала. Большое значение для образовательного процесса имеют сетевые ресурсы: тренажёры, лабораторные работы, интерактивные уроки, практикумы. Работа с ЭОР позволяет активно использовать индивидуальное обучение, повышает мотивацию и интерес к предмету и изучаемому материалу. Компьютер является средством повышения эффективности исследовательской деятельности. Работая над проектами, учащиеся развивают творческие, коммуникативные способности, получают много новой и полезной информации. Одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, является самостоятельное создание мультимедийной презентации при изучении какой- либо темы.  Компьютер вместе с информационными технологиями открывает новые возможности в учебной деятельности и творчестве учащихся. Применение информационных технологий возможно на любом этапе урока и во внеурочной деятельности. Мультимедийные и интерактивные модели, разнообразный иллюстративный материал поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Кроме того, современному ребёнку гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших таблиц и схем.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс, позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп занятий, увеличить объём самостоятельной работы обучающихся.

Целью информационных технологий в образовании является повышение качества образования, повышение активности учащихся, развитие мышления, оптимизация поиска информации, освоение навыков работы с информацией и различными информационными продуктами. Наиболее широким понятием, которое применяется к обучающим программам, учебникам и другим компьютерным продуктам, является программное средство учебного назначения. Программные средства учебного назначения это обучающие программы, электронные учебники, дистанционное образование, Интернет. Остановимся более подробно на каждом программном средстве учебного назначения.

Обучающие программы предназначены, в основном,  для самостоятельной работы учащихся и используются в ходе учебных занятий  в качестве справочников и средств, помогающих расширить кругозор учащихся. К ним относятся курсы иностранных языков и мультимедийные энциклопедии, например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного обучения к активному, так как учащиеся самостоятельно моделируют процессы и явления. 

Электронный учебник содержит дидактические и методические справочные материалы по изучаемому предмету. Он подходит как для самостоятельной работы учащихся, так и как методическое сопровождение любого учебного курса наравне с бумажным учебником. Одним из преимуществ электронного учебника является предоставление информации в виде гипертекста. Кроме того, повысить качество обучения помогает наличие богатейшего иллюстративного материала, анимации, графического изображения, видеороликов, наличие мультимедиа. Мультимедиа повышает качество обучения, позволяет моделировать изучаемые процессы и явления, проводить «компьютерные эксперименты».

Одной из самых популярных компьютеризированных систем организации контроля на сегодняшний день является тестовая система. Задания делятся на тестовые вопросы и тестовые задания. Ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путём выбора варианта ответа, учащемуся для этого нужно знать только материал, изложенный в учебнике. Ответ в тестовом задании может быть дан только после того как будут выполнены какие-то дополнительные  действия: логические операции, выбор формулы, вычисления и т.д. наиболее распространёнными, лёгкими в программировании и хорошо изученными являются тестовые вопросы. Более сложными в реализации и менее разработанными являются тестовые задания.

Новая система образования направлена на вхождение в мировое информационное пространство. Информационные технологии должны значительно повысить  уровень образования.

С появлением компьютерных сетей образование приобрело новое качество, связанное с возможностью получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную сеть Интернет стал  возможен доступ к мировым информационным ресурсам: электронным библиотекам, музеям, хранилищам файлов, базам данных. Разработаны специальные программы, позволяющие общаться в режиме реального времени, благодаря чему появилась возможность дистанционного обучения, проведения учебных вебинаров и онлайн- конференций. Дистанционное обучение обеспечивает проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяет получать качественное образование в отдалённых районах, даёт возможность обучаться людям с физическими недостатками.  Для осуществления дистанционного обучения применяются следующие информационные технологии: предоставление учебников и другого методического материала, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные коммуникации, пересылка изучаемых материалов по электронной почте, двусторонние видеоконференции, электронные образовательные ресурсы.  В Сети сейчас распространены и другие средства ИКТ: электронная почта, чат. С помощью сетевых средств стал возможным широкий доступ к учебно- методической, научной, энциклопедической литературе, что помогает учащимся и педагогам в подготовке к учебным занятиям, лекциям, семинарам. Широкое распространение получили электронные образовательные издания. Индивидуальная работа с ними даёт понимание и глубокое усвоение материала. В отличие от традиционной книги, образовательные издания подают материал в динамичной графической форме.

Средства информационных и коммуникационных технологий по области методического назначения можно разделить на обучающие (формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, сообщают знания); тренажёры (предназначены для повторения, закрепления или отработки разных умений и навыков); информационно- поисковые и справочные (формируют умения и навыки по систематизации информации, сообщают сведения); расчётные (автоматизируют различные расчёты); моделирующие (позволяют моделировать явления, объекты, процессы с целью их изучения); демонстрационные (визуализируют изучаемые процессы, объекты, явления с целью их изучения и исследования); лабораторные (позволяют проводить различные  удалённые эксперименты на реальном оборудовании); учебно- игровые (создают учебные ситуации, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме).

Однако, несмотря на все положительные аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе, большинство специалистов придерживаются мнения, что компьютер по ряду причин не может заменить преподавателя. Во – первых, целью обучения также является развитие коммуникативных способностей учащихся, компьютер не сможет заменить человеческое общение не только между преподавателем и учеником, но и учащихся между собой; во- вторых, важную роль в образовательном процессе играют воспитательные функции, которые не сможет выполнять компьютерная программа. Педагогически процесс утрачивает воспитательную направленность 

Не стоит забывать о вредном воздействии компьютера на психику человека. Серьёзным психическим заболеванием является депрессия и психологическая зависимость от компьютера. Чрезмерная работа за компьютером способствует развитию многих других заболеваний. Многие  дети практически всё свободное время проводят в Сети, там   они имеют доступ не только к обучающим программам и материалам, большинство из них отдают предпочтение развлекательным программам, многие из которых являются платными. Кроме того, в настоящее время особенное беспокойство вызывают сайты, пропагандирующие терроризм и насилие, клубы самоубийц и различные молодёжные течения. Конечно, главную роль здесь играют родители, которые должны постоянно контролировать своего ребёнка и регламентировать время его нахождения за компьютером.

В настоящее время в обществе происходит активный процесс информатизации и компьютеризации практически всех сторон жизнедеятельности общества, так как происходит переход к обществу информационному, где ключевую роль играют информационные технологии. Но не стоит противопоставлять компьютер преподавателю, он остаётся лишь многофункциональным техническим средством обучения.

        Список литературы:

  1. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. -2002.- №3
  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник- шаг на пути к системе обучения «Информатизации образования».// В сборнике научных трудов «Проблемы школьного учебника»./ Научно- методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222
  3. Новые педагогические и  информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат. М.: Академия, 2000
  4. Роберт И.В. Распределённое изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. -2001.- №5  
Опубликовано: 05.12.2016