Влияние общения на развитие речи детей в возрасте от года до двух лет в условиях дома ребёнка

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Селина Светлана Анатольевна

Организация: ГКУЗ ВО Муромский Дом ребёнка специализированный

Населенный пункт: Владимирская область, г. Муром

Содержание:

Введение

3

1. Понятие воспитания как процесс общения

4

2. Этапы овладения речью

5

2.1. Развитие понимания речи

6

2.2. Развитие подражательной способности

6

2.3. Формирование активной речи

7

3. Влияние общения на развитие речи в различных ситуациях

9

3.1. При ориентировке в окружающем

9

3.2. В играх

9

3.3. На занятиях

11

Заключение

11

Литература

12

Введение

Речь – это основной способ передачи информации и общения между людьми. С помощью речи человек получает информацию, знания, необходимые для собственного развития, речь является средством сообщить другим о своих проблемах и потребностях, без речи невозможно нормальное общение в быту и в обществе. Но способность к речи не является врождённой – овладение речью связано с социальным развитием человека, и её развитие зависит от развития головного мозга и состояния высшей нервной деятельности. В раннем возрасте развитие речи идёт одновременно с физическим и умственным развитием ребёнка и зависит как от индивидуальных особенностей ребёнка, так и от состояния его здоровья и условий, в которых происходит его развитие.

В условиях дома ребёнка воспитываются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, обусловленные как врожденными нарушениями, так и осложнениями в протекании беременности и родов. Эти нарушения и осложнения могут приводить как к органическим поражениям центральной нервной системы, так и к нарушениям её функционирования, что выражается в определённой неврологической симптоматике – двигательные нарушения, гипервозбудимость, перинатальная энцефалопатия, гидро- или микроцефалия, недоношенность, недостаток веса. В свою очередь, эти нарушения и симптомы вызывают задержку психического развития ребёнка, в том числе речевого. Одной из важных задач воспитания в домах ребёнка является эмоциональная вовлечённость взрослых в процесс ухода за детьми и постоянное общение с ними.

Одной из сторон общения являются эмоциональные контакты. Эмоциональные связи между детьми и взрослыми возникают вскоре после рождения и к двум месяцам складываются в сложную деятельность. После перехода детей на уровень ситуативно-делового общения значение эмоциональных контактов не уменьшается – наоборот, в присутствии близкого взрослого дети конца первого года жизни более активно обследуют ситуацию, чем в одиночестве или в обществе малознакомого человека. Эмоциональное общение оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи.

Многие исследователи (Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкина, Н.М. Щелованов) указывают на задержки в речевом развитии ребёнка, растущего в условиях госпитализма или значительную часть времени проводящего в учреждении, где больше внимания уделяют уходу за детьми, где есть много игрушек и много говорящих взрослых, но ребёнку недостаёт близких, личностных контактов, или же когда в этих контактах наблюдаются какие-либо дефекты. Последнее особенно актуально для домов ребёнка.

1. Понятие воспитания как процесс общения

Понятие воспитания в педагогике рассматривается как процесс общения взрослого и ребёнка, в ходе которого развиваются его устремления, с учётом возможностей и склонностей ребёнка. Общение между взрослым и ребёнком может происходить как по инициативе взрослого, так и по инициативе ребёнка. Чтобы у ребёнка появилась потребность в обращении к взрослому, необходимо пробудить у него интерес к общению с этим взрослым. Это достигается с помощью установления эмоционального контакта с ребёнком, организации специальных игр-занятий с ребёнком. Параллельно с развитием общения создаются предпосылки для дальнейшего развития речи ребёнка. Этап общения с неговорящим ребёнком, когда он только начинает использовать активную речь, является непростым, и требует особого подхода. При общении с маленьким неговорящим ребёнком взрослый вынужден брать активную роль на себя – рассказывать, объяснять, показывать, задавать вопросы, предлагать различные варианты взаимодействия. Тем не менее, ребёнок предпринимает попытки донести до другого человека информацию, объяснить, что он хочет в данный момент с помощью жестов, мимики, звуков, показывая на предмет, ведёт за собой взрослого, и тому подобное. Но, если после всех приложенных ребёнком усилий его так и не понимают, он может начать сердиться, кричать, плакать, замыкается в себе. Если такой негативный опыт общения имеет место, могут возникнуть вторичные нарушения личностного развития. Именно поэтому взрослый должен внимательно относиться к каждой ситуации общения с ребёнком. От продуманности поведения взрослого в моменты общения с ребёнком зависит успех воспитания.

Многое зависит от того, как взрослый организует общение с ребёнком, какие требования предъявляет к этому общению. Если с детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то они резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если взрослые в общении с ребёнком пытаются ловить каждое его желание, исполнять всё, что он хочет, по первому жесту, ребёнок может долго обходиться без речи. Другое дело, когда взрослые вынуждают ребёнка говорить внятно, по возможности ярко оформлять словами свои желания, и только в этом случае выполняют их. Такая организация процесса общения ускоряет развитие речи.

2. Этапы овладения речью

Известно, что процесс овладения речью как средством общения проходит в три этапа.

  1. Довербальное развитие общения, или подготовительный этап. Охватывает первый год жизни. На этом этапе формируются две формы общения – ситуативно-личностное (общение сводится к потребности внимания со стороны взрослого) и ситуативно-деловое (когда содержание потребности детей в общении обогащается новым видом деятельности – предметной манипуляцией).
  2. Возникновение речи. Охватывает период от конца первого года до полутора лет. На этом этапе возникает понимание речи взрослых, появляются первые вербализации. Этап активного манипулирования речевыми звуками. Лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Положительную роль играют эмоциональные контакты, голосовые контакты, а также контакты в ходе совместных действий.
  3. Развитие речевого общения. Этап охватывает период от появления первых слов до конца дошкольного возраста. Здесь происходит изменение содержания речевого общения, перестраивается его форма, она становится внеситуативно-личностной, так как общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности. Овладение речью делает возможным первые шаги ребёнка к произвольному поведению. Оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и словами взрослого.

2.1. Развитие понимания речи

До полутора лет ведущей задачей является развитие понимания речи. На начальном этапе становления активной речи следует побуждать ребёнка использовать в ходе общения любые доступные средства – звуки, жесты, движения, действия. Однако использование этих способов выражения мыслей возможно только на начальном этапе, когда особенно важно добиться взаимопонимания с ребёнком любым способом, научить ребёнка действовать активно. Также на начальном этапе общения с ребёнком взрослый может озвучить невербальный ответ ребёнка, если угадал его желание. Если не угадал, предложить ребёнку выбор из нескольких вариантов ответов либо задать наводящие вопросы. Цель таких вопросов – уточнить желание ребёнка. На начальном этапе работы можно предлагать вопросы, подразумевающие ответы «да», «нет».  В дальнейшем речевое общение усложняется – по мере накопления активного словаря ребёнка побуждают использовать доступные ему слова и фразы.

2.2. Развитие подражательной способности

В становлении активной речи существенную роль играет формирующаяся способность подражать отдельным облегчённым словам. Объём активного словаря нормально развивающегося ребёнка в этом возрасте составляет 20-30 слов. Для детей, воспитывающихся в доме ребёнка, согласно [1], объём активного словаря не превышает 5-10 слов. Вначале это простые короткие слова – «мама», «папа», «дай», «на». По мере развития речи ребёнок учится произносить двух- или трёхсложные слова. В этот период наблюдается повторение ребёнком аморфных слов:

  • слова-фрагменты, в которых сохранены только части слов: «молоко» – «мако», «машина» –  «сина»;
  • слова-звукоподражания, которыми ребёнок обозначает предметы¸ действия, ситуации: «кошка» – «мяу», «корова» – «му», «машина» – «би-би»;
  • слова-действия: «кушать» – «ам-ам», «упал» – «бах», «качаться» – «кач-кач», «барабан» – «бам-бам»;
  • контурные слова, в которых правильно воспроизводится ударение и количество слогов: «лопата» – «папата», «машина» – «патина» и так далее.

Следует учитывать, что в силу особенностей возраста ответные реакции детей на новизну носят отсроченный характер и проявляются спустя некоторое время (от нескольких минут иногда до 2-3 дней). Поэтому в ходе общения дети часто испытывают затруднения в воспроизведении нового слова, действия. Наибольшая активность возникает при частом повторении материала.

У ребёнка на втором году жизни хорошо развита подражательная способность. Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребёнком. Учитывая механизм подражания, в общении с ребёнком важно обеспечить правильную речевую среду, строить общение с ребёнком таким образом, чтобы вызывать его заинтересованность, эмоциональный подъём, повышение двигательной активности, что в конечном итоге приведёт и к ускорению речевого развития.

2.3. Формирование активной речи

После полутора лет продолжается дальнейшее развитие пассивного словаря, ведущей задачей становится формирование активной речи ребёнка. Постепенно облегчённые слова заменяются полными. Первая же возникшая у ребёнка возможность воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов служит сигналом для перехода от автономной речи к обучению произнесению слов и словосочетаний. Воспитатель учит пользоваться речью в общении с окружающими. Объём активного словаря к концу второго года жизни у нормально развивающихся детей увеличивается до 200-300 слов. У детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка, этот объём значительно меньше.

Для успешного развития как понимания, так и активной речи ребёнка необходимо, чтобы взрослый общался с ним по разным поводам, побуждал вникать в смысл услышанного, учил поддерживать речевой контакт. Поэтому важно, чтобы речь взрослого была адресована каждому ребёнку. Взрослый должен так строить свои отношения с малышом, чтобы у него возникало желание общаться. Такое желание начинает формироваться у ребёнка на первом году жизни, когда взрослый устраивает с ним переклички. Эмоциональное общение подготавливает основу для речевого развития малыша, которое успешно осуществляется с начала второго года жизни в рамках делового сотрудничества. Во время совместной деятельности взрослый сопровождает свои действия словами. Речь его должна быть чёткой, ясной, неторопливой, немногословной (1-2 слова для подражания). Слова взрослого опираются на зрительный образ, и ребёнок начинает понимать их смысл, готов вступить в речевой контакт.

Слова взрослого могут опираться как на зрительный образ, так и на действия, производимые с ребёнком в обычных ситуациях – одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытьё посуды, подметание пола – с ребёнком надо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и прочего.

При этом взрослый часто обращается к ребёнку, задаёт вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задаёт вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребёнок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

3. Влияние общения на развитие речи в различных ситуациях

3.1. При ориентировке в окружающем

Успешному развитию речи при условии постоянного общения способствует расширение ориентировки в окружающем. Для этого необходимо правильное поведение взрослого во время различной активности ребёнка.

Взрослый должен разговаривать с ребёнком обо всём, что он видит: общаться во время еды, одевания, совместно выполняемых действий. Когда ребёнок пытается объяснить, что именно он хочет поесть, что хочет надеть, куда пойти во время прогулки, с какой игрушкой поиграть, не следует стремиться что-то сделать за ребёнка и создать ему максимально комфортные условия, а побудить его применить речевые способы выражения мыслей и желаний вместо жестов и показа.

Систематически следует устраивать экскурсии по группе, в ходе которой знакомить детей с предметами мебели, обстановки, оборудования, их назначением. В ходе наблюдений дети начинают отвечать на вопросы «Что это? Что делает?»

3.2. В играх

На втором году жизни наиболее интенсивно формируются такие линии развития, как развитие игры и действий с предметами, которые, в свою очередь, способствуют пониманию речи взрослого и в дальнейшем активизации словаря ребёнка. Так как развитие речи – это новая линия развития, наиболее чувствительная к воздействию неблагоприятных факторов, из-за которых происходит задержка активной речи, а игра и предметная деятельность оказывают наиболее сильное воздействие на ребёнка и меньше подвергаются влиянию неблагоприятных факторов, то предметную деятельность целесообразно использовать для обогащения пассивного словаря ребёнка и развития активной речи. Благодаря общению во время действий с предметами дети усваивают названия предметов и действий с ними. При этом в собственно игре ребёнок только манипулирует предметом и слышит его название, которое даёт педагог, и лишь после того, как ребёнок переводит взгляд на лицо и губы взрослого и наблюдает артикуляцию при чётком произнесении определённого слова, он начинает подражать словам взрослого.

При играх ребёнка с игрушками и предметами после того, как ребёнок хорошо освоит различные варианты действий в играх и начинает проявлять больше инициативы – предлагать свои варианты игры и переходить от взаимодействия по типу «ведущий-ведомый» к взаимодействию на равных, или идёт дальше – пытается взять на себя роль ведущего – следует предоставить ему такую возможность.

В спонтанно возникающих ситуациях и играх чем лучше умеет общаться ребёнок, тем чаще он проявляет инициативу, переходит в активную позицию, не боится придумывать свои варианты развития событий и просит взрослого о помощи в достижении желаемого. Такие проявления требуют от педагога быть более внимательным и прилагать больше усилий для достижения взаимопонимания, но не следует оказывать помощь напрямую и перехватывать инициативу, а помогать ребёнку косвенно, чтобы дать почувствовать ребёнку его успех и ощутить уверенность в себе.

В незнакомых ситуациях или при общении с малознакомыми людьми (как взрослыми, так и детьми) ребёнок теряется и оказывается не в состоянии применить отработанные на занятиях умения, использовать свои новые речевые возможности в полной мере. Взрослый должен помочь ребёнку не растеряться – иногда для этого достаточно лишь присутствия рядом близкого человека.

Расширению ориентировки в окружающем и обогащению словаря детей способствует также наблюдения на прогулке. Взрослому необходимо обращать внимание ребёнка на различные предметы, на поведение животных, и тут же задавать вопросы, чтобы ребёнок воспроизводил имитационные движения и озвучивал их.

Для развития речи в повседневной жизни и на занятиях используется метод поручений разной сложности, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. При этом важно правильно соотнести уровень сложности задания с развитием ребёнка: задание должно нести в себе новизну, заинтересовывать и не разочаровывать ребёнка, и в то же время быть ему понятным и не завышенным, чтобы ребёнок не отказывался его выполнять.

3.3. На занятиях

С детьми второго года жизни систематически проводятся подгрупповые занятия по развитию речи. Для занятий используются яркие сюжетные игрушки, разнообразные предметы, картинки, причём этот материал используется только на занятии, и для самостоятельной деятельности детям не даётся. Перед детьми ставятся задачи в зависимости от уровня развития – вначале ответы на вопросы дети могут давать облегчёнными словами и жестами, затем – словами и предложениями, а к двум годам ребёнок уже должен быть в состоянии отвечать на вопросы с помощью активных высказываний о персонажах, их действиях, взаимоотношениях. Для углубления понимания речи взрослого используются показы-инсценировки, рассматривание сюжетных картинок.

Обогащение словарного запаса детей происходит также за счёт слов, обозначающих сенсорные качества предметов, характер взаимоотношений персонажей, их состояние. По мере развития дети учатся ярко и образно передавать свои мысли, употреблять главные и второстепенные члены предложения, осваивать грамматический строй речи. Речь взрослого должна оставаться образцом для подражания, и дети, подражая интонациям взрослого, учатся правильно выговаривать основные звуки, слоги в словах.

Заключение:

На любом этапе развития ребёнок с его проблемами, неразвитостью мотивов, отсутствием устремлений, несформированностью эмоционально-волевой сферы является центральной фигурой каждого общения со взрослым. И это общение должно быть направлено не столько на передачу знаний, умений и навыков, сколько на развитие у ребёнка потребности постигнуть предлагаемую к доведению информацию, способы действия.

Таким образом, интенсивность общения взрослого с ребёнком приводит к более раннему развитию речи, а также повышает коммуникативные характеристики ребёнка.

Литература:

  1. Развитие и воспитание детей в домах ребёнка: Под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007;
  2. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, 2005;
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: 1986;
  4. Е.Д. Худенко, О.Г. Приходько, Г.В. Дедюхина. Инновационные технологии в организации воспитательного процесса для детей с неврологическими нарушениями в условиях домов ребенка. - М.: 2009;
  5. С.Н. Теплюк «Самоценность раннего возраста». Современное дошкольное образование №5, 2011 г.;
  6. Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М.: Просвещение, 1978.
Опубликовано: 22.11.2016