Доклад «Метапредметный курс «Деловое общение» - учебный курс нового типа в условиях ФГОС второго поколения»

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Корозникова Анжела Александровна

Организация: МОУ Школа с.Белоярск

Населенный пункт: ЯНАО, Тюменская область, с. Белоярск

Метапредметный курс «Деловое общение» для учащихся 5-8 классов составлен в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Выход за рамки собственно предмета, на универсальных знаниях учащихся.

Курс «Деловое общение» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систе­му понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, речеведческие понятия, на ос­нове которых строится работа по развитию связной речи уча­щихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание метапредметного курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного под­хода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности, базовыми умениями и навыками использо­вания языка в жизненно важных для данного возраста сфе­рах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оцени­вать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намере­ния и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному из­менению собственного речевого поведения.

Раз­витие речи учащихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говоре­ния, аудирования (слушания), чтения и письма).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетен­ции формируются на основе обо­гащения словарного запаса и грамматического строя речи уча­щихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фра­зеологических выражений, грамматических форм, синтаксиче­ских конструкций;   совершенствования  орфографической  и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различны­ми видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений метапредметного курса - усвоение теоретических сведений осуществляется в прак­тической деятельности учащихся.

Достижение личностных результатов освоения метапредметного курса невозможно без формирования культуроведческой компетенции.

Культуроведческая компетенция предполагает освоение норм рус­ского речевого этикета, культуры межнационального общения.

В программе метапредметного курса реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не толь­ко в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности метапредметного курса «Деловое общение», нацеленность его на метарпедметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социальной среде и активно в ней функционировать.

Цели курса

  1. Помочь всем желающим овладеть первоначальными навыками делового общения, повысить культуру своей деловой речи, а также познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими провести любую из основных форм делового разговора. Кроме этого практическая часть курса включает в себя ряд практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, оформлению ряда деловых бумаг.
  2. Содействовать  профессиональному развитию личности, ее социализации, самопознанию  и самореализации.

Задачи курса

  1. Овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, аннотирование) и простыми формами анализа. Рассмотрение деловой разговор с позиций его речевой, логической, психологической и невербальной культуры, а также научить основным его формам (деловой беседе, заполнению документов и др).
  2. Знакомство учащихся с требованиями делового этикета. Обучение учащихся написанию деловых документов различных жанров.
  3. Формирование конструктивного отношения к работе. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Основные содержательные линии программы курса

Структура курса соответствует п. 18.2.2 ФГОС ООО. Программа метапредметного курса включает разделы: «Введение», «Основные психологические характеристики», «Речевая культура общения», «Деловая переписка», «Практические занятия», «Итоговое занятие», имеет развивающую, нравственную, эстетичекую и социально-педагогическую направленность. Предусматривает обучение учащихся выступлению перед аудиторией, обучение работе с различным  видами, как электронного, так и бумажного формата  материалами,  программы построен по принципу “от простого к сложному”, учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся.

Программа метапредметного курса носит ориентировочный характер, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте.

Данный метапредметный курс носит межпредметный характер, так как интегрирует различные дисциплины: русский язык, литературу, обществознание, психологию, позволяет обобщенно сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, телефонный разговор и прием посетителей с позиций их речевой, логической, психологической и невербальной культуры. При изучении данного метапредметного курса учащиеся знакомятся с основными видами оформления деловых бумаг, с особенностями официально-делового стиля, а также с лексико-грамматической и стилистической спецификой деловой речи как в устной, так и в письменной формах.

Программа метапредметного курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 5-8 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области делового общения. 

            Отличительной особенностью является его практическая направленность. Он предполагает работу не столько в форме усвоения теоретических знаний, сколько работу, которая строится на эмоциональной включенности в учебный материал, на получении опыта осмысления речевых ситуаций и связанной с ними собственной активности учащихся. Занятия предусматривают проведение не в стационарной форме, а в форме общения с социумом (опросы, интервью, обработка материала и т.д.)

В реализации данной программы участвуют учащиеся 5-8 классов, так как в этом возрасте повышается внутренняя мотивация к активности в школьной и социальной среде.

Новизна программы метапредметного курса «Деловое общение» - удовлетворение потребностей обучающихся школы, в целях развития культуры делового общения, формирования коммуникативной компетентности, умению сотрудничать, составлять деловые бумаги и т.д., что послужит для их успешной адаптации в социуме.

Опубликовано: 10.11.2016