Доклад «Метапредметный курс «Деловое общение» - учебный курс нового типа в условиях ФГОС второго поколения»
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Корозникова Анжела Александровна
Организация: МОУ Школа с.Белоярск
Населенный пункт: ЯНАО, Тюменская область, с. Белоярск
Метапредметный курс «Деловое общение» для учащихся 5-8 классов составлен в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Выход за рамки собственно предмета, на универсальных знаниях учащихся.
Курс «Деловое общение» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Содержание метапредметного курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений метапредметного курса - усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся.
Достижение личностных результатов освоения метапредметного курса невозможно без формирования культуроведческой компетенции.
Культуроведческая компетенция предполагает освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
В программе метапредметного курса реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности метапредметного курса «Деловое общение», нацеленность его на метарпедметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социальной среде и активно в ней функционировать.
Цели курса
- Помочь всем желающим овладеть первоначальными навыками делового общения, повысить культуру своей деловой речи, а также познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими провести любую из основных форм делового разговора. Кроме этого практическая часть курса включает в себя ряд практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, оформлению ряда деловых бумаг.
- Содействовать профессиональному развитию личности, ее социализации, самопознанию и самореализации.
Задачи курса
- Овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, аннотирование) и простыми формами анализа. Рассмотрение деловой разговор с позиций его речевой, логической, психологической и невербальной культуры, а также научить основным его формам (деловой беседе, заполнению документов и др).
- Знакомство учащихся с требованиями делового этикета. Обучение учащихся написанию деловых документов различных жанров.
- Формирование конструктивного отношения к работе. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Основные содержательные линии программы курса
Структура курса соответствует п. 18.2.2 ФГОС ООО. Программа метапредметного курса включает разделы: «Введение», «Основные психологические характеристики», «Речевая культура общения», «Деловая переписка», «Практические занятия», «Итоговое занятие», имеет развивающую, нравственную, эстетичекую и социально-педагогическую направленность. Предусматривает обучение учащихся выступлению перед аудиторией, обучение работе с различным видами, как электронного, так и бумажного формата материалами, программы построен по принципу “от простого к сложному”, учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся.
Программа метапредметного курса носит ориентировочный характер, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте.
Данный метапредметный курс носит межпредметный характер, так как интегрирует различные дисциплины: русский язык, литературу, обществознание, психологию, позволяет обобщенно сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, телефонный разговор и прием посетителей с позиций их речевой, логической, психологической и невербальной культуры. При изучении данного метапредметного курса учащиеся знакомятся с основными видами оформления деловых бумаг, с особенностями официально-делового стиля, а также с лексико-грамматической и стилистической спецификой деловой речи как в устной, так и в письменной формах.
Программа метапредметного курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 5-8 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области делового общения.
Отличительной особенностью является его практическая направленность. Он предполагает работу не столько в форме усвоения теоретических знаний, сколько работу, которая строится на эмоциональной включенности в учебный материал, на получении опыта осмысления речевых ситуаций и связанной с ними собственной активности учащихся. Занятия предусматривают проведение не в стационарной форме, а в форме общения с социумом (опросы, интервью, обработка материала и т.д.)
В реализации данной программы участвуют учащиеся 5-8 классов, так как в этом возрасте повышается внутренняя мотивация к активности в школьной и социальной среде.
Новизна программы метапредметного курса «Деловое общение» - удовлетворение потребностей обучающихся школы, в целях развития культуры делового общения, формирования коммуникативной компетентности, умению сотрудничать, составлять деловые бумаги и т.д., что послужит для их успешной адаптации в социуме.