Работа над словом (понятием) в начальной школе
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Рогожникова Людмила Александровна
Организация: МАОУ Гимназия № 2
Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь
Ни одно слово не существует отдельно, изолировано от языка. Существует множество понятий слова. Я выделила для себя следующее:
«Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия.»
Слово как смысловая единица, как носитель знаний представляет собой частицу обобщённого опыта, которая хранится в памяти и используется в процессе мышления и речи.
Работа со словом происходит на всех уроках в начальной школе, будь то чтение, русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка или технология.
С первых же уроков ученик начинает понимать, что каждое слово имеет определенное значение, и чтобы выразить свою мысль, надо подобрать подходящее слово.
Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Стандарт начального общего школьного образования предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимов и антонимов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.
Уроки русского языка помогают детям не только познавать новое, но и учат мышлению, развивают воображение. Они обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Огромные запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом на уроках даёт широкие возможности для творческой деятельности учеников, способствует также повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей продолжает оставаться ограниченным, что приводит к нарушению таких требований к речи, как богатство и точность. Малое количество синонимов, имеющихся в арсенале ребёнка, не позволяет ему точно выразить все оттенки мыслей и чувств. Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов и т. д. свидетельствует об отсутствии эмоциональности и выразительности речи. Для повышения культуры речи необходимо постоянное приобщение учащихся к богатствам русской лексики. Справедливо говорится, что «язык – это орудие культуры». А ведь овладение культурой, «всеми знаниями, которые выработало человечество», - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.
.
Уточняя детские представления, учитель добивается, чтобы всякое слово, произнесенное, услышанное или прочитанное учеником, связывалось со значением этого слова, чтобы за словом вставал соответствующий образ.
Для знакомства с некоторыми словами-понятиями я использую:
-рисунки
-схемы
- таблицы
1-2 раза в неделю даю задания по развитию речи.
Кроме того дети выполняют разнообразные виды работ, направленных на расширение словарного запаса обучающихся:
- распределение слов по тематическим группам (инструменты, игрушки, одежда, мебель);
2) подбор синонимов;
Замени данные словосочетания одним словом- синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки - … (ладонь)
Изображение человека на картине или фотографии -… (портрет)
Тот, кто работает в шахте -… (шахтёр)
Расположи синонимы по возрастающей степени.
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный
- подбор антонимов;
Подбери антонимы.
Тьма - … (свет).
Оборона - … (наступление).
Холодный - … (горячий).
Покупка - … (продажа).
Вверх - … (вниз).
Найди антонимы в пословицах.
Ученье свет, а не ученье – тьма.
Каково начало, таков и конец.
Добро помни, а зло забывай
4) работа с многозначными словами;
Определите 3 значения слова свежий по текстам.
Вкусно пахнет свежим хлебом.
С моря подул свежий ветерок.
Подай мне свежую газету.
Устно объясни значение слов.
Стрелка (какая? ) - … (часовая, железнодорожная).
Узел (какой?) - … (верёвочный, морской, транспортный).
Живописная (что?) - … (картина, местность).
5) работа с фразеологизмами
Заменить одним словом.
Мозолить глаза - …(надоедать).
Точить лясы - …(болтать).
Клевать носом - …(засыпать).
Зарубить себе на носу -…(запомнить).
После дождичка в четверг -…(никогда)
Закончи подходящим по смыслу словом – названием животного.
Голоден как …(волк).
Болтлив как …(сорока).
Изворотлив как …(уж).
Надулся как… на крупу( сыч)
Для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значение изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения, на уроках я проводила такие игры, как “Объяснялки”.
Представь, что тебе нужно объяснить значение слова удочка человеку, который её никогда не видел. Как ты объяснишь значение этого слова?
С 4-ого класса ребята заводят отдельную тетрадь, в которой работают над заданными учителем словами. Сначала я учила их работать над словом в группах. Бывает, что одна группа детей работает над одним словом (например, путешествие), а вторая - над другим (например, приключение). Затем на уроке заслушиваются несколько работ разных групп. Затем стала чередовать групповую работу (в классе) и индивидуальную работу (дома).
Я выработала следующий алгоритм работы над словом:
- Слово и его лексическое значение (из толкового словаря)
- История происхождения слова (из этимологического словаря)
- Слово и его родственники (однокоренные слова)
- Синонимы.
- Антонимы.
- Фразеологические обороты.
- Слово в названиях произведений литературы.
- Слово в названиях картин художников, художественных фильмов.
- Пословицы, поговорки, сказки, загадки, народные песни
- Слово и своё творчество (свои сказки, стихи, рассказы).
- Слово в рисунках.
После этого обучающиеся составляют синквейн с заданным словом.
Такая работа не только обогащает активный словарь детей, но и развивает их познавательные и творческие возможности. Работы получаются очень интересные.
Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная речь. Подчеркивая значение развития “ дара слова” для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, К.Д.Ушинский писал: “ Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета.»
Список литературы:
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.: Просвещение,1994.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений М., 1948, т.2, с.558.
- Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М., 1981. – с.18
- Купина Н. А. Работа над словом