Работа над словом (понятием) в начальной школе

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Рогожникова Людмила Александровна

Организация: МАОУ Гимназия № 2

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Ни одно  слово не существует отдельно, изолировано от языка. Существует множество понятий слова. Я выделила для себя следующее:

«Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия.»

   Слово как смысловая единица, как носитель знаний представляет собой частицу обобщённого опыта, которая хранится в памяти и используется в процессе мышления и речи.

Работа  со словом происходит на всех уроках в начальной школе, будь то чтение, русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка или технология.

С первых же уроков ученик начинает понимать, что каждое слово имеет определенное значение, и чтобы выразить свою мысль, надо подобрать подходящее слово.

Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Стандарт начального общего школьного образования предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимов и антонимов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.

Уроки русского языка помогают детям не только познавать новое, но и учат мышлению, развивают воображение. Они обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Огромные запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом на уроках даёт широкие возможности для творческой деятельности учеников, способствует также повышению интереса к знаниям, развивает интеллект. 

Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей продолжает оставаться ограниченным, что приводит к нарушению таких требований к речи, как богатство и точность. Малое количество синонимов, имеющихся в арсенале ребёнка, не позволяет ему точно выразить все оттенки мыслей и чувств. Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов и т. д. свидетельствует об отсутствии эмоциональности и выразительности речи. Для повышения культуры речи необходимо постоянное приобщение учащихся к богатствам русской лексики. Справедливо говорится, что «язык – это орудие культуры». А ведь овладение культурой, «всеми знаниями, которые выработало человечество», - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.

.

Уточняя детские представления, учитель добивается, чтобы всякое слово, произнесенное, услышанное или прочитанное учеником, связывалось со значением этого слова, чтобы за словом вставал соответствующий образ.

Для знакомства с некоторыми словами-понятиями я использую:

-рисунки

-схемы

- таблицы

     1-2 раза в неделю даю задания по развитию речи.

Кроме того дети выполняют разнообразные виды работ, направленных на расширение словарного запаса обучающихся:

  1. распределение слов по тематическим группам (инструменты, игрушки, одежда, мебель);

2) подбор синонимов;

 Замени данные словосочетания одним словом- синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки - … (ладонь)

Изображение человека на картине или фотографии -… (портрет)

Тот, кто работает в шахте -… (шахтёр)

Расположи синонимы по возрастающей степени.

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный

  1. подбор антонимов;

Подбери антонимы.

Тьма - … (свет).

Оборона - … (наступление).

Холодный - … (горячий).

Покупка - … (продажа).

Вверх - … (вниз).

Найди антонимы в пословицах.

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай

4) работа с многозначными словами;

Определите 3 значения слова свежий по текстам.

Вкусно пахнет свежим хлебом.

С моря подул свежий ветерок.

Подай мне свежую газету.

Устно объясни значение слов.

Стрелка (какая? ) - … (часовая, железнодорожная).

Узел (какой?) - … (верёвочный, морской, транспортный).

Живописная (что?) - … (картина, местность).

5) работа с фразеологизмами

Заменить одним словом.

Мозолить глаза - …(надоедать).

Точить лясы - …(болтать).

Клевать носом - …(засыпать).

Зарубить себе на носу -…(запомнить).

После дождичка в четверг -…(никогда)

Закончи подходящим по смыслу словом – названием животного.

Голоден как …(волк).

Болтлив как …(сорока).

Изворотлив как …(уж).

Надулся как… на крупу( сыч) 

 

Для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значение изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения, на уроках я проводила такие игры, как “Объяснялки”.

Представь, что тебе нужно объяснить значение слова удочка человеку, который её никогда не видел. Как ты объяснишь значение этого слова?

С 4-ого класса ребята заводят отдельную тетрадь, в которой работают над заданными учителем словами. Сначала я учила их работать над словом в группах. Бывает, что одна группа детей работает над одним словом (например, путешествие), а вторая - над другим (например, приключение). Затем на уроке заслушиваются несколько работ разных групп. Затем стала чередовать групповую работу (в классе) и индивидуальную работу (дома).

Я  выработала следующий алгоритм работы над словом:

 

  1. Слово и его лексическое значение (из толкового словаря)
  2. История происхождения слова (из этимологического словаря)
  3. Слово и его родственники (однокоренные слова)
  4. Синонимы.
  5. Антонимы.
  6. Фразеологические обороты.
  7. Слово в названиях произведений литературы.
  8. Слово в названиях картин художников, художественных фильмов.
  9.  Пословицы, поговорки, сказки, загадки, народные песни
  10. Слово и своё творчество (свои сказки, стихи, рассказы).
  11. Слово в рисунках.

После этого обучающиеся составляют синквейн с заданным словом.

Такая работа не только обогащает активный словарь детей, но и развивает их познавательные и творческие возможности. Работы получаются очень интересные.

Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная речь. Подчеркивая значение развития “ дара слова” для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, К.Д.Ушинский писал: “ Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета.»

Список литературы:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.: Просвещение,1994.
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений М., 1948, т.2, с.558.
  3. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М., 1981. – с.18
  4. Купина Н. А. Работа над словом
Опубликовано: 10.11.2016