Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Пьянзина Мария Михайловна

Организация: МДОУ Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида

Населенный пункт: Республика Мордовия, с. Старое Шайгово

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность?

        Театрализованная деятельность – одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс,  которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

     Изучая психолого-педагогическую и методическую  литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные  интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

      В театрализованной  игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения  (мимика, жест, поза, модуляция голоса).

     Работу по развитию речи в театрализованных играх, организую через приобщение детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомлю с различными видами театров, учу детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи; развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, воображения), творческих способностей, специальных умений  (актёр, зритель). Воспитываю положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов.

     Организуя театрализованную деятельность, знакомлю со сказками, провожу их в виде чтения, беседы, просмотра диафильмов, рассматривания картин и иллюстраций. Использую  настольный театр игрушек, стенд-книжку. Сказки захватывают ребёнка своим содержанием, возбуждают его воображение, фантазию. Ребёнок радуется благополучному концу, победе справедливого честного героя, награде за стойкость, трудолюбие. Сказка знакомит ребёнка с яркой выразительностью родного языка.

     На следующем этапе- эмоциональная рефлексия знакомого материала, работаю над средствами выразительности. Для развития артикуляционного аппарата провожу гимнастику для языка, для развития дикции использую скороговорки, чистоговорки.  Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребёнка, способствует преодолению фонетических трудностей и приобретению навыков правильного произношения звуков.

      Большую помощь в развитии выразительной и диалогической речи оказывают пальчиковые игры, речевые упражнения. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.  С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, развивается интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей так и мелкой моторики. Поэтому занятия полезно начинать с биоэнергопластики. В работе по интонационной выразительности использую интонацию, силу голоса, ударение.

       Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, пантомимике.

       Знакомлю детей с понятием мимика с помощью пиктограмм, где отражается эмоциональное настроение персонажа (веселье, грусть, удивление, страх). По прочитанному отрывку из произведения определяем какая мимика  соответствует настроению героя. Особое внимание уделяю детям замкнутым, нерешительным, конфликтным в общении.

       На этапе художественно-творческой  деятельности решаю задачи обогащения личного опыта ребёнка через создание театрализованной среды, ознакомление с театральным этикетом, стимулирование самостоятельной художественной деятельности через использование заданий проблемного и творческого характера, идёт отражение эмоционального отношения детей к персонажам сказок в лепке, аппликации, рисовании . Решать эти задачи помогают гости теневого театра, настольного театра картинок.

     В свободной деятельности детей осуществляю формирование обобщённых знаний и умений, связанных с театральным искусством; формирование творческих качеств личности, обеспечивающих ребёнку  способность вносить элементы новизны и оригинальность во все виды театрализованной деятельности; развитие фантазии, творческого воображения, интуиции. Результатом этого этапа являются режиссёрские работы детей.

      Уверенна, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка, и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.

     Важное  значение уделяю принципу креативности в обучении и воспитании, т.е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощения личности. Все игры базируются на принципах развивающего обучения, метод и организация которых опирается на закономерности развития дошкольника. Учитываю психологическую комфортность, которая предполагает: снятие стрессообразующих факторов, раскрепощённость, развития мотивации успешности, продвижения вперёд.

      В целях реализации индивидуальных интересов дошкольников,  предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие, поэтому в зоне театрализованной деятельности находятся различные виды театров: настольный театр игрушек, картинок, стенд-книжка, теневой театр, пальчиковый, театр кукол би-ба-бо.

      Для создания зоны театрализованной деятельности привлекаю родителей дошкольников. С их помощью собрана библиотека детских книг, сшиты костюмы для ряженья, связан пальчиковый театр.

       Для успешного осуществления поставленных задач  провожу мониторинг уровня развития речи дошкольников .Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр решаю практически все задачи программы развития речи. В результате моей профессиональной деятельности – дети моей группы коммуникативны, творчески самостоятельны, способны анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок. У них сформировано чувство  сотрудничества  и взаимопомощи, идёт развитие артистических способностей и личности в целом, что обеспечивает хороший уровень готовности к школе и последующие успехи в новом социальном статусе.

    Библиографический список:

  1. Артемьева Л.В. Театрализованные игры для школьников. – М.: 1991. – 302 с.
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М., 2005-2010.
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М., 2005.
  4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003-128 с.
  5. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. — Издательство: Абакан, 2004 -184 с.
Опубликовано: 25.10.2016